- Подробности
- Категория: Церковь и животные
- Опубликовано 21.12.2012 16:06
- Просмотров: 3873
Редакция предлагает статью популярной талантливой парижской журналистки Елены КОНДРАТЬЕВОЙ-САЛЬГЕРО, посвященную Татьяне Михайловне ГОРИЧЕВОЙ, известному во всем мире современному православному философу, первой теоретически обосновавшей понятие "православная экология".
Молчание невиновных
"Всякий гений и всякий святой содержат в своём архетипе не только узко человеческое, но и всех животных во всём многообразии их видов. Исчезновение одного животного вида равняется по меньшей мере исчезновению одной великой поэмы".
Кто оспорит? Трудно. Как и установить, кто первый начал и первый исчез. Пожалуй только с историей несчастных додо, из семейства голубиных, полностью истреблённых на острове Маврикий к 1681, ископаемые останки которых завещаны вечной скорби исследователей, стыдливое человечество начало осознавать, что мы, оказывается, хищники... И дай нам волю-особо не обеспокоимся: что не съедим, то надкусим да выбросим.
Некоторые биографы ещё сравнительно молодой науки экологии считают, что откровенно агрессивное отношение наше к природе устоялось только к концу века XVII. До тех пор, вроде, потребляли умеренно, по необходимости.
Фрэнсис Бэкон, написав свой "Новый органон", провозгласил природу в общем и целом материалом бездушным, годным лишь на удовлетворение человеческих потребностей. И мы с тех пор, получив лицензию на "царскую забаву", постарались... Hе сказать "от души", но от винта уж это точно. Теперь, говорят, каждую минуту умирает сразу несколько видов животных. А мы, наконец, спохватились и кто во что горазд распространяем информацию, совместно с искренним возмущением. Правда, не всегда вовремя и редко эффективно. Но лучше всё-таки самому задуматься и других втянуть. Может, где-то на дальнем конце цепочки как раз и объявится то самое недoстающее пока звено, что спасёт последнего, брошенного на помоeчное существование кота. Kоторый и замолвит за нас то самое, недостающее слово перед великой совестью - называйте как хотите.
Цитата сверху принадлежит весомому перу Татьяны Михайловны Горичевой, русскому христианскому философу, своей последней работой "Молчание животных" давшей теоретическое обоснование понятию "православная экология".
Она - "та самая Татьяна", о которой Б. Гребенщиков, со своей "не умеющей плакать на заказ гитарой" написал знаменитую "Я учусь быть Таней". Тогда, в конце семидесятых, в "Сайгоне", на углу Владимирского и Невского, опальная питерская интеллигенция снова-заново открывала и переделывала затушёванный, засовеченный мир, а в крохотной квартире, среди восемнадцати кошек и такого же количества крыс, собиралось до двухсот человек. Слушать и обсуждать запрещённые темы. Читать запрещенные книги. Распространять самиздат, с переводами запрещёных истин. Философия, богословие, феминизм по-русски, свобода по-всякому.
Не помогали ни кгб-эшные страшилки, ни психушные отсидки:"Кого выпускали - шли прямиком к нам. Спали на полу, на шкафах...В Питере говорили, по пятницам можно спокойно везде рассказывать политические анекдоты: все стукачи-у нас, на семинаре..."
Потом была высылка из страны, перед самой Олимпиадой, чтоб не подпортили картину славных достижений всё ещё воинствующего социализма. Познание эмиграции, горечь от скисающих иллюзий. «Запад, как лакмусовая бумага, выявляет в человеке то, что было спрятано в России,- напишет она в дневнике,- Многие меняются радикально, прямо на глазах». Сама она, на глазах и за глаза, с тех пор изменилась мало.
Там она с Хейдеггером переписывалась, здесь - сам кардинал Бальтазар, а потом, сам кардинал Ратцингер "ей что-то говорил"... И она что-то отвечалa, и тоже что-то говорила, всё это время, при переполненных залах, горящих душах и глазах, по всему свету. О вере, о свободе, о России. Опубликованные в 2006 свои дневники озаглавила «Только в России есть весна! (о трагедии современного Запада)». Это очень ёмкое, чуткое и доброе чтение. Она давно уже научилась "быть Таней", нисколько не yтеряв самой себя. И сейчас думает так же, как писала в 1980, что "...в общем, Юнг не прав, потому что истина не в равновесии, а в дальнейшем движении к положительному".
В таком вот движении, она и ощущает свою сегодняшнюю деятельность в качестве вице-президента Русско-французского общества защиты животных, пульсирующего в унисон с фондом Брижитт Бардо. Всё-таки, что бы там ни говорили про длинноногих блондинок, а какие удивительные среди них встречаются исключения! Теперь она переписывается лично с Папой Римским, и "что-то говорят ей" многие другие интересные личности, на всех крупнейших экологических форумах Европы.
«Европейский гуманизм создан христианством и держится христианскими ценностями. Эти ценности – и главная из них – Любовь- распространяются на все творениe... »
« ... страдания животного необъяснимы. Потому, что на них нет первородного греха, и они страдают невинно ».
Bсё это сегодняшнее (относительное!) равновесие-закономерное продолжение того, вчерашнего, из переполненной котами и людьми питерской тесноты, в которой и родилась тогда ещё запрещённая страной советов истина: возлюбить ближнего своего ну никак не получится, пока столь же близко страдает кто-то бессловесный. А мы всё знаем, но лишь сокрушаемся и продолжаем сокрушать. Они ведь доверяют нам безгранично и безоговорочно.
Как, например, маленький и несуразный пёс Буба, без породы, без словес, без страха и упрёка, когда он бросался спасать играющую в волнах хозяйку: молотил короткими лапами оголтелую стихию, шёл на дно, но "изо всех щенячих сил" всё рвался к той единственной, которой верил, скуля от отчаяния, что может её не спасти. Его подхватывали, подшучивали, успокаивали. Но и в следующий раз он снова верил, что надо спасать, даже если сам не умеешь плавать...
«...Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее...» (Рим.8.18-22)
Комментарии
RSS лента комментариев этой записи