- Подробности
- Категория: История зоозащитного движения
- Опубликовано 15.09.2021 19:15
- Просмотров: 700
О результатах и итогах 5-летней работы Государственной Думы 7 созыва по части защиты животных мы поговорили с Кириллом Горячевым, вице-президентом МОЗЖ (Московского общества защиты животных):
1. Что, на Ваш взгляд, за прошедшие 5 лет законодательно получилось сделать в области защиты животных?
Первой «ласточкой» в деле создания законодательной базы по защите животных, разумеется, следует признать принятый 27 марта 2017 года модельный закон СНГ «Об ответственном обращении с животными». Закон был принят по российской инициативе в замен устаревшего с аналогичным названием. Разработчиком закона, совместно с Советом Федерации России, являлось Московское общество защиты животных. Закон коренным образом изменил подход к правовому регулированию в данной области и послужил основной для всех дальнейших законотворческих инициатив.
Важным событием, уже на уровне России, стало изменение 245-й статьи Уголовного кодекса – ответственности за жестокое обращение с животными. Во-первых, вопреки попыткам «декриминализации», наказание за жестокость ужесточили – из преступлений небольшой тяжести, данные деяния перешли в среднюю. Правоохранителям стало сложнее игнорировать данный вид преступлений, изменился порядок следственных действий.
Во-вторых, изменились формулировки: теперь для наступления уголовной ответственности стали не обязательны гибель или увечье животных, теперь зоосадизм в любой своей форме – достаточное основание . Иные признаки, как применение садистских методов или присутствие малолетних, были переведены из обязательных в квалификационные – ужесточающие наказание. Отдельно, в частности, для так называемых «догхантеров», за жестокое обращение с двумя и более животными, предусмотрено повышенное уголовное наказание – лишение свободы от трёх до пяти лет.
Следующим «тектоническим сдвигом» в сфере защиты животных, разумеется следует признать принятый 27 декабря 2018 года федеральный закон «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Сам факт принятия отдельного закона, признания сферы обращения с животными отдельной областью правового регулирования, областью проведения государственной политики, со своим понятийным аппаратом, правовыми механизмами, трудно переоценить.
Стоит ещё отметить ограничение работы так называемых «притравочных станций» – мест, где в целях натаски охотничьих собак, травят диких животных, находящихся в условиях ограниченной свободы.
«Кульминацией» законотворческого процесса последнего пятилетия стало принятие поправки, содержащей понятие «ответственного отношения к животным» в Конституцию России.
И всё же к одним из основных итогов прошедшего пятилетия стоит считать изменение как в органах власти, таки и в обществе, отношения к зоозащитным вопросам. Не только личные предпочтения Президента, но изучение политическим руководством страны общественного мнения (не официозные заказные соцопросы, а реально, «для себя») показало, что многие, очень многие российские граждане, думая какую кнопку нажать, где поставить «галочку», вспоминают тему отношения к животным, и симпатии их, как правило не на стороне живодёров. Власть вынуждена это учитывать, что, в частности, наглядно продемонстрировала компания в поддержку конституционных поправок.
2. Что не удалось и почему?
Пожалуй, за исключением модельного закона СНГ, ни одна законодательная инициатива не была реализована в должном варианте. «Притравочные станции» не были запрещены, но, благодаря заложенным в законе хитрым лазейкам, продолжают функционировать. Поправка в Конституцию сформулирована странно, как одно из полномочий Правительства, совсем не так как это было предложено изначально. И наконец, федеральный закон «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в своём конкретном исполнении вызвал массу вопросов и недоумений.
Главное, что случалось с каждым законопроектом в процессе его принятия: вопреки логике все они, без исключения, становились к концу не лучше, а хуже! Причём речь далеко не только о «зоозащитности», её ослаблении. Нарушалась логичность, водились корупциогенные элементы, которых не было изначально. Например, вполне справедливое требование не гулять с собаками, там где это запрещено, заменили абсолютно невыполнимым – гулять только в разрешённых местах (на собачьих площадках). Чтобы выполнить данную норму, нужно оборудовать по две-три собачьих площадки на каждый двор! А добираться до них владельцы, видимо, должны по воздуху… А главное, в 90% случаев это не нужно!
Парадоксальность ситуации состоит в том, что несмотря на все слова о «поддержке курса Президента и Правительства», которым, с другой стороны, вторит и оппозиция, называя думское большинство марионеточным, депутаты «фракции большинства» преследуют свои мелкие интересы, часто не совпадающие ни с позицией Президента, ни Правительства. В отличие от депутатов других фракций, пользуясь таким прикрытием, по «не самым важным вопросам» они «творят, что хотят».
Примером – всё тот же закон «Об ответственном обращении…». Изначально, руководствуясь поручением Президента, Правительство предлагало вариант в котором «под защитой» находились все животные, включая и диких и сельскохозяйственных. В результате титанической работы текст согласовали все необходимые министерства и ведомства, Администрация Президента… Но Госдума, в лице профильного комитета, подконтрольного ЕР, переписала закон по-своему. Из полноценного, проект превратился в «закон о кошках и собаках». Он «как бы есть» и поручение Президента «как бы исполнено», а то что превратился в имитацию, то что стал напичкан противоречиями, вроде вышеупомянутых – об этом знают только те, кто сталкивается на практике с его применением.
Похожая ситуация и с другими, уже упомянутыми, законами.
Более того, испугавшись возрастающего зоозащитного влияния, существенно активизировалось «охотничье лобби». Создаются общественные организации, в противовес зоозащитникам, часто мимикрирующими под них. Поэтому в последнее время страна стала свидетелем целой «батареи» внесённых ими в Госдуму инициатив, часть из которых, к сожалению, уже стали законами: о вольерной охоте, об использовании при охоте луков и арбалетов, о возможности охоты на краснокнижных животных, охоты вблизи населённых пунктов, в лесах защитного пояса, о том, чтобы развивать охоту на особо охраняемых природных территориях.
3. Кто из депутатов минувшего созыва проявлял инициативы в области защиты животных и в чем они выражались?
Вообще, в минувшем созыве последовательную зоозащитную позицию занимала только фракция «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ».
Позицию фракции на пресс подходах озвучивал её лидер – Сергей Михайлович Миронов. Он неоднократно встречался с зоозащитниками, участвовал в подготовке ряда законодательных инициатив, в частности по центрам реабилитации диких животных.
Поправка в Конституцию, единственная, которая прошла от СРов – именно об ответственном отношении к животным, пусть в искажённой редакции, внесена Олегом Васильевичем Шеиным. Олег Васильевич также был главным инициатором улучшения 245-й статьи Уголовного кодекса, взяв на себя основную работу по ней. Изначально импульс к принятию закона «Об ответственном обращении с животными…», результатом которого стало соответствующее поручение Президента России, исходил от заместителя председателя комитета Государственной Думы по экологии и охране окружающей среды Анатолия Николаевича Грешневикова, направившего текст законопроекта в Правительство и Администрацию Президента.
Отдельными выступлениями, в том числе на пленарных заседаниях по вопросам, связанным с защитой животных , обозначили позицию фракции «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ» Олег Анатольевич Нилов и Ирина Александровна Чиркова.
Далеко не все законодательные инициативы были реализованы. Так при рассмотрении законопроекта «Об ответственном обращении с животными…» поправки Шеина и Грешневикова направленные на улучшение текста, против корупциогенности в нём, игнорировались думским большинством фактически без обсуждения. Это даже привело к тому фракция «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ» во втором чтении отказалась голосовать за закон.
4. В минувшие выходные прошел форум партии «Справедливая Россия» - что фракция в будущем планирует делать в отношении несовершенного законодательства о животных?
Предстоит огромная работа. Практика показала, что предлагавшиеся ещё при его рассмотрении поправки к закону «Об ответственном обращении с животными…» необходимы. Закон либо не работает, работает не эффективно. Отсутствуют реальные правовые механизмы его реализации. Кроме того, предстоит ликвидировать правовые пробелы в отношении диких, сельскохозяйственных, лабораторных животных.
Каждая из этих тем требует особой серьёзной проработки, согласования множества интересов, мнений специалистов. Для организации данной работы в составе Экспертного совета фракции «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ» была создана секция по вопросам ответственного обращения с животными, первое заседание которой состоялось 4 июня текущего года под руководством заместителя руководителя фракции – Олега Васильевича Шеина.