- Подробности
- Категория: Проекты. предложения, мнения
- Опубликовано 10.05.2016 17:39
- Просмотров: 2820
Проект № 458458-5
во втором чтении
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
Об обращении с животными
(Об ответственном обращении с животными)
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом
Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы государственной политики в области обращения с животными, в целях обеспечения прав и свобод граждан и других лиц, защиты нравственности, сохранения благоприятной окружающей среды.
Имущественные отношения по обращению с животными регулируются гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом.
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
В целях настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
безнадзорное животное – домашнее или дикое, содержавшееся в неволе, животное, за которым утрачен контроль со стороны собственника, либо его законного представителя (ответственного лица), в том числе, если собственник не известен и находящееся вне места содержания или использования;
бой животных – схватка двух и более животных, возникшая в результате их натравливания друг на друга, либо вследствие их породных характеристик, при намеренном бездействии по её предотвращению или прекращению со стороны их владельцев;
выгуливание животного – действия ответственного лица, предполагающие нахождение животного вне места его содержания и направленные на удовлетворение потребности животного в двигательной активности, отправлении естественных надобностей;
доброволец приюта для животных (доброволец приюта, волонтёр приюта) – гражданин, осуществляющий благотворительную деятельность в отношении приюта для животных форме добровольного, регулярного и безвозмездного выполнения работ, оказания услуг;
жестокое обращение с животным - умышленные действия, которые привели или приведут к гибели, увечью животного, а равно истязание животного, в том числе голодом, жаждой, побоями, иными насильственными действиями или нарушением правил и условий содержания, причинившими вред здоровью животного, оставление ответственным лицом животных без попечения, а также неоказание им, при наличии такой возможности, помощи пострадавшему животному, находящемуся в опасном для жизни состоянии;
корм для животных – продукт, используемый для кормления животных и обеспечивающий удовлетворение естественных пищевых потребностей животных, согласно их видовым и индивидуальным особенностям;
место содержания – помещение либо территория, используемая ответственным лицом, где животное содержится большую часть времени в течение суток;
обращение с животным – действие либо бездействие лица в отношении животного оказывающее непосредственное влияние на жизнь, здоровье и благополучие данного животного;
ответственное лицо – собственник животного либо иное лицо на которое возложена обязанность по содержанию животного;
приют для животных – имущественный комплекс, специально предназначенный для спасения и последующего содержания животных, оказавшихся в положении, угрожающем их жизни или здоровью, а также безнадзорных и/или конфискованных животных;
регистрация животного – официальная фиксация фактов юридического положения животного;
уполномоченный орган – орган государственной власти Российской Федерации, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, специально уполномоченный в области регулирования обращения с животными;
экспериментальные животные – животные, содержащиеся, разводимые и используемые человеком при проведении научных исследований, биологического тестирования, учебного процесса, в медицинских целях, а также при получении биомедицинских препаратов.
Статья 3 Основные принципы обращения с животными
Обращение с животными основывается на следующих принципах:
1) гуманного отношения к животным, критерием которого является благополучие животных и человека в рамках общепринятых этических ценностей;
2) отношения к животным как к чувствующим существам, способным испытывать страх и боль;
3) обеспечения удовлетворения естественных физиологических, пищевых и поведенческих потребностей животных;
4) защиты животных от жестокого обращения
5) соблюдение при обращении с животными прав и свобод человека
6) научно обоснованное сочетание при обращении с животными нравственных, экономических и социальных интересов человека, общества и государства
Статья 4. Правовое регулирование в области обращения с животными
Правовое регулирование в области обращения с животными и защиты их от жестокого обращения осуществляется настоящим Федеральным законом, принимаемыми в соответствии с ним законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актамиоб обращении с животными.
Правовое регулирование в области обращения с животными основывается на следующих принципах:
соответствие правовых актов органов государственной власти и местного самоуправления требованиям настоящего закона;
учёт при разработке и принятии правовых актов органов государственной власти и местного самоуправления, предусматривающих вопросы обращения с животными, основных принципов обращения с животными, установленных Статьёй 3 настоящего закона;
учёт основных принципов обращения с животными, установленных статьёй 3 настоящего закона при обращении с животными физическими и юридическими лицами;
ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за регулирование вопросов обращения с животными на соответствующих территориях;
открытость информации об обращении с животными;
ответственность за нарушение законодательства в области обращения с животными;
запрет пропаганды жестокого обращения с животными;
формирование культуры гуманного обращения с животными;
участие граждан, общественных объединений и некоммерческих организаций в решении вопросов обращения с животными;
международное сотрудничество Российской Федерации в области защиты животных от жестокого обращения.
Статья 5. Особенности права собственности и иных вещных прав на животных
Право собственности на животных защищается и охраняется в установленном законом порядке.
Право собственности и иные вещные права на животное в случае жестокого обращения с ним могут быть ограничены или прекращены путём его изъятия или конфискации.
В тех случаях, когда вследствие жестокого или ненадлежащего обращения владельца возникает угроза гибели животного, оно может быть изъято и передано на содержание в приют для животных или физическим и юридическим лицам, имеющим возможность содержать это животные в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, на период до вынесения судебного решения.
Глава 2. Основы управления в области обращения с животными
Статья 6. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в сфере отношений, связанных с обращением с животными
К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в сфере отношений, связанных с обращением с животными относятся:
установление основ федеральной политики в сфере отношений, связанных с обращением с животными;
разграничение компетенции в сфере отношений, связанных с обращением с животными между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
подготовка и принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в сфере отношений, связанных с обращением с животными, в соответствии с настоящим Федеральным законом;
ограничения прав и свобод граждан в сфере отношений, связанных с обращением с животными;
установление норм и ограничений частного (гражданского) права в сфере отношений, связанных с обращением с животными;
установление норм уголовного, уголовно-процессуального, исполнительного права в сфере отношений, связанных с обращением с животными;
установление норм административной ответственности за нарушение федеральных норм права в сфере отношений, связанных с обращением с животными, а также обеспечительных административно-процессуальных норм;
общие принципы и пределы административной ответственности за нарушение норм права в сфере отношений, связанных с обращением с животными субъектов Российской Федерации;
вопросы налогов и сборов, бюджетная обеспеченность решения проблем в сфере отношений, связанных с обращением с животными;
установление нормативов в сфере отношений, связанных с обращением с животными;
установление порядка осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства в сфере отношений, связанных с обращением с животными;
утверждение общих правил обращения с безнадзорными животными;
установление порядка деятельности государственных приютов, а также нормы содержания животных в них;
установление способов и порядка умерщвления животных;
утверждение правил обращения с безнадзорными животными;
установление общего порядка регистрации животных, перечня фактов, подлежащих регистрации, а также порядка использования таких данных и доступа к ним, организация и ведение банка данных регистрации;
разработка и реализация федеральных программ по вопросам, связанным с обращением с животными;
иные предусмотренные законодательством Российской Федерации полномочия в сфере отношений, связанных с обращением с животными.
Статья 7. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений, связанных с обращением с животными
К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений, связанных с обращением с животными:
подготовка и принятие законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, регулирующих отношения в области обращения с животными, в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
разработка и реализация целевых программ субъекта РФ по вопросам, связанным с обращением с животными;
утверждение правил передачи животных в приют в случае отказа от права собственности или иного вещного права на животных;
строительство и содержание государственных приютов для животных;
утверждение правил утилизации трупов животных;
организация регистрации животных;
участие в иных мероприятиях по исполнению требований настоящего Федерального закона, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области обращения с животными;
иные предусмотренные законодательством Российской Федерации полномочия в сфере отношений, связанных с обращением с животными.
Перечисленные полномочия могут быть переданы в установленном порядке на исполнение органам местного самоуправления.
Статья 8. Полномочия органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с обращением с животными
К полномочиям органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с обращением с животными:
подготовка и принятие муниципальных правовых актов, регулирующих отношения в области обращения с животными, в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
разработка и реализация муниципальных целевых программ по вопросам, связанным с обращением с животными;
утверждение правил выгуливания животных на территории, на которой осуществляется местное самоуправление, в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона;
определение мест, запрещённых для выгуливания и сопровождения животных, а также, при необходимости, оборудование мест выгуливания животных на территории, на которой осуществляется местное самоуправление;
строительство и содержание муниципальных приютов для животных;
организация информационного обеспечения и социальной рекламы передачи животных из муниципальных приютов для животных собственникам, поиск владельцев подвергшихся отлову потерявшихся животных;
распоряжение безнадзорными животными, поступившими в собственность органов местного самоуправления;
участие в иных мероприятиях по исполнению требований настоящего Федерального закона, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, регулирующих отношения в области обращения с животными;
осуществление переданных органу местного самоуправления соответствующим нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации полномочий органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по исполнению требований настоящего Федерального закона;
иные полномочия в сфере отношений, связанных с обращением с животными, предусмотренные законодательством Российской Федерации об организации местного самоуправления в Российской Федерации.
В целях реализации настоящего Федерального закона органы местного самоуправления могут наделяться государственными полномочиями по регулированию содержания домашних животных, организации на своей территории гуманного регулирования численности безнадзорных животных путём их отлова, стерилизации, размещения в приютах для животных, розыска собственников потерянных животных, передачи животных новым собственникам. Финансирование создания приютов для животных и мероприятий по отлову, стерилизации безнадзорных животных осуществляется за счёт предоставляемых местным бюджетам субвенций из бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации. Органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.
Глава 3. Общие требования при обращении с животными
Статья 9. Общие требования к разведению, обороту животных
В целях обеспечения охраны окружающей среды, санитарного и эпидемического благополучия, жизни и здоровья людей мотивированным решением Правительства Российской федерации может быть введён запрет, ограничение или разрешительный порядок разведения, оборота отдельных категорий, видов и пород животных. Введение указанного порядка не влечёт ограничение прав на содержание животных указанных категорий, видов и пород.
При торговле животными, в местах продажи продавец обеспечивает условия содержания продаваемых животных в соответствии с требованиями настоящего закона и иных нормативных актов.
Статья 10. Общие требования к обращению с животными
Ответственные лица обязаны обеспечивать животным условия, соответствующие биологическим и индивидуальным особенностям животного, удовлетворять их потребности в необходимом корме, а также воде, сне, движении, естественной активности.
При обращении с животным, при котором жестокое обращение с ним неизбежно, лица, совершающие данные действия, должны принимать меры для снижения продолжительности и интенсивности таких страданий.
Статья 11. Общие требования к перевозке животных
Перевозка животных осуществляется в соответствии с требованиями международных соглашений Российской Федерации, нормативных актов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных нормативных актов.
При перевозке животных должны удовлетворяться их потребности в пище, воде, воздухе и иные физиологические потребности, а также должна быть обеспечена защита животных от вредных для них внешних воздействий. Вентиляция и объем пространства должны соответствовать особенностям перевозимых животных.
Транспортное средство, используемое для перевозки животных, должно быть оборудовано так, чтобы исключить увечье, травму или гибель животных при их погрузке, перевозке и выгрузке, а также их побег.
При перевозке животных ответственное лицо должно обеспечивать соблюдение транспортной безопасности.
Статья 12. Общие требования к использованию животных
Лица, использующие животных, обязаны принимать меры к предотвращению жестокого обращения с животным, а в случаях, когда такое обращение неизбежно, к снижению продолжительности и интенсивности страданий животного.
Статья 13. Общие требования к умерщвлению животных
При умерщвлении животных, лица выполняющие умерщвление должны принимать меры к снижению и сокращению продолжительности и интенсивности страданий животного.
Статья 14. Общие требования к обращению с трупами животных
При обращении с трупами животных лица обязаны соблюдать нормативные акты в области охраны окружающей среды, санитарного и эпидемического благополучия, требования законодательства в области ветеринарии, а также иные правовые акты органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Глава 4 Особенности обращения с животными отдельных категорий
Статья 15. Особенности обращения с животными при производстве охоты, рыбной ловли и иной добыче диких животных в естественных условиях
Нормативными актами органов государственной власти и органов местного самоуправления в области охоты, рыбной ловли и иной добыче диких животных в естественных условиях устанавливаются требования по защите животных от жестокого обращения, в том числе с учётом местных особенностей и традиций
Исходя из необходимости предотвращения жестокого обращения с животными, органами государственной власти, уполномоченные по регулированию отношений связанных с охотой, рыбной ловлей и иной добычей диких животных в естественных условиях вправе устанавливать запреты и ограничения на указанную деятельность.
Запрещается охота на территории городов и иных населённых пунктов.
Статья 16. Особенности обращения с сельскохозяйственными продуктивными животными
Содержание, перевозка продуктивных животных, в том числе к месту забоя производятся в соответствии с требованиями настоящего закона, а также нормативных актов органов государственной власти, специально регламентирующих такие содержание, перевозку.
Запрещается забой животных в присутствии несовершеннолетних, а также в общественных местах.
Правила забоя животных, предотвращающие ненужные страдания животных разрабатываются и утверждаются уполномоченным органом.
Статья 17. Особенности обращения с безнадзорными животными
Мероприятия по контролю над численностью и состоянием безнадзорных животных проводятся в соответствии с правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, исходя из особенностей каждого субъекта.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделить полномочиями по обращению с безнадзорными животными органы местного самоуправления, при условии передачи необходимых материальных и финансовых средств.
Органы местного самоуправления принимают самостоятельные решения по обращению с безнадзорными животными на основе требований настоящего закона и нормативных актов соответствующего субъекта Российской Федерации.
Умерщвление безнадзорных животных запрещается, за исключением случаев необходимости прекращения страданий нежизнеспособного животного, если они не могут быть прекращены иным способом.
Лица, принимающие участие в задержании (отлове) и дальнейшем обслуживании безнадзорных животных несут ответственность за их жизнь и здоровье, как ответственные лица.
При отлове животных запрещается применять способы, технические приспособления, приводящие к увечьям или травмам животных.
Регулирование численности безнадзорных животных осуществляется путём передачи их на содержание физическим, юридическим лицам, размещением в приюте для животных, либо путём стерилизации (безнадзорных собак и кошек) с последующим возвращением на прежнее место обитания и оставлением под надзором органов местного самоуправления или ответственных лиц в установленном порядке.
Собственники животных не вправе требовать возмещения ущерба, возникшего от потери безнадзорным животным племенной ценности, в связи с его стерилизацией.
С учётом местных условий и возможностей отлову с последующим размещением в приюте для животных, подлежат в первую очередь животные (больные, повышенной агрессивности), нахождение которых в свободном состоянии представляет непосредственную угрозу для людей.
Юридическим и физическим лицам по собственной инициативе регулировать численность безнадзорных животных запрещено.
В порядке, установленном нормативными актами субъекта Российской Федерации, органы государственной власти субъекта Российской Федерации и органы местного самоуправления принимают меры к розыску собственника безнадзорного животного.
Статья 18. Особенности обращения с животными при регулировании их численности
Решение о регулировании численности животных определённых видов и категорий принимается органами государственной власти субъекта Российской Федерации в целях предупреждения распространения и ликвидации заразных заболеваний животных, эпидемического благополучия населения.
Регулирование численности производится официально разрешёнными специально уполномоченным органом методами и средствами, позволяющим избежать нанесение вреда людям, иным животным.
Регулирование численности собак и кошек путём умерщвления любыми способами, включая использование ядов, иных лекарственных, химических препаратов запрещается.
Статья 19. Особенности обращения с дикими животными в условиях неволи
Содержание и использование диких животных в условиях неволи либо полувольных условиях допускается при соблюдении требований, установленных международными соглашениями Российской Федерации и нормативными документами Российской Федерации.
Ответственное лицо обязано создать условия для содержания дикого животного, приближенное к условиям, свойственным для данного вида животных. Конкретные нормативы содержания и типовой режим использования подобных животных разрабатываются и утверждаются специально уполномоченным органом Российской Федерации.
При конфискации или ином прекращении права собственности на дикое животное, оно помещается в приют для животных либо передаётся иным лицам, где обеспечены условия содержания, предусмотренные частью 2 настоящей статьи. Умерщвление таких животных запрещается, за исключением случаев необходимости прекращения страданий нежизнеспособного животного, если они не могут быть прекращены иным способом. Дальнейшая реализация таких животных производится в порядке, установленном нормативными актами Российской Федерации.
Статья 20. Особенности обращения с животными при их использовании в культурных, развлекательных, демонстрационных и служебных целях
Лицо, использующее животное в культурных, развлекательных, демонстрационных и служебных целях, обязано иметь и соблюдать режим такого использования.
Режим использования предусматривает распределение физических и психических нагрузок, отдыха животного, питания и других условий, соблюдение которых позволяет использование животного в соответствии с видовыми и индивидуальными особенностями и не наносит существенного вреда его здоровью. Режим использования предусматривает также комплекс мер, предотвращающих нанесение вреда человеку и другим животным.
Режим использования утверждается специально уполномоченным органом на основании типовых рекомендаций по использованию животных данного вида, утверждённых специально уполномоченным органом Российской Федерации.
Применение лекарственных и иных препаратов ухудшающих состояние здоровья животного в целях повышения эффективности их использования в культурных, развлекательных и демонстрационных целях запрещено.
Если дальнейшее использование животного по целевому назначению невозможно, собственник обязан обеспечить его содержание до естественной смерти животного, или передать животное на содержание в приют для животных либо физическим и юридическим лицам, имеющим возможность содержать это животное.
Запрещается организация, проведение боев животных, а также пассивное участие (присутствие) на таких боях.
Запрещается организация и проведение иных зрелищных мероприятий, включающих в себя нанесение травм и увечий животным, умерщвление животных, сопровождающееся наблюдением за их страданиями, в том числе за предсмертной агонией, умерщвление животных с использованием других животных.
Статья 21. Требования при использовании животных в экспериментах
Использование животных, предусматривающих жестокое обращение с животными, при проведении научных исследований, биологического тестирования, учебного процесса, в медицинских целях, а также при получении биомедицинских препаратов может осуществляться только юридическими лицами, имеющими на то разрешение специально уполномоченного органа и только в том случае, когда для этих целей не могут использоваться иные альтернативные объекты и модели, в соответствии с нормативными актами Российской Федерации в данной области.
Проведение на экспериментальных животных процедур, при которых они испытывают острую боль, осуществляется в условиях обязательного обезболивания путём применения зарегистрированных и допущенных для использования обезболивающих препаратов.
Боль, мучительные состояния, приводящие к страданиям экспериментальных животных, должны быть сведены к минимуму в процессе эксперимента и после него.
При работе с экспериментальными животными не допускается девокализация животных (лишение животных хирургическим путём возможности издавать звуки), кроме случаев ветеринарных показаний, а также применение травмирующих методов и приёмов при взятии экспериментальных животных из мест их содержания (клеток, боксов, террариумов, аквариумов и других).
Запрещается проведение на экспериментальных животных демонстраций в учебных целях, если демонстрируемые явления могут быть показаны на более низко организованных организмах или неживых объектах.
Запрещается демонстрация в учебных целях хорошо известных явлений рефлекторной деятельности на экспериментальных животных. При необходимости в таких случаях должны быть использованы компьютерные или иные альтернативные модели.
Запрещается проведение на приматах, собаках, кошках, дельфинах, китообразных, тюленях процедур, приводящих к их длительному расстройству здоровья, травмам, увечью или гибели.
Экспериментальным животным должен быть обеспечен квалифицированный уход, обеспечение водой, питанием, содержание в вентилируемом, освещённом, отапливаемом, своевременно убираемом помещении на весь период их содержания и использования.
Нежизнеспособное экспериментальное животное умерщвляется с соблюдением требований гуманного обращения с животным до наступления у него страданий.
Умерщвление животного производится лицом, ответственным за его использование, либо под его непосредственным наблюдением. Нежизнеспособность и смерть животного констатируется лицом, ответственным за его использование.
Уборка трупа животного может производиться только после того, как будет констатирована смерть животного.
Не допускается необоснованное дублирование болезненных опытов на экспериментальных животных.
Работы с экспериментальными животными должны быть организованы так, чтобы использовать минимальное количество животных.
Запрещается использование животного для болезненных процедур более чем один раз, кроме животных, используемых для контроля биологических препаратов в их производстве, животных-доноров и при изучении схем иммунизации.
При проведении работ с экспериментальными животными в условиях повышенного риска нанесения животному болезненных раздражений, в том числе при выполнении таких работ малоопытными лицами, строго обязательно присутствие лица, ответственного за исполнение животного и контроль с его стороны за сохранением адекватного обезболивания.
Экспериментальные животные могут использоваться юридическим лицом только при наличии у него оборудованных согласно санитарным правилам и иным специальным требованиям помещений для содержания и разведения экспериментальных животных, а также штата сотрудников, обеспечивающих уход за животными.
К работе с экспериментальными животными допускаются только лица, имеющие специальное образование и специальное разрешение на право использования животных для такой работы.
Запрещается проведение экспериментов, связанных с хирургическими и иными болезненными воздействиями, на экспериментальных животных при участии или в присутствии несовершеннолетних лиц.
Запрещается принуждение студентов выполнять процедуры, приводящие к смерти или травмам таких животных, если это противоречит моральным или религиозным принципам студентов.
Учебные заведения, готовящие специалистов по специальностям, требующим проведения болезненных экспериментов на животных, должны обеспечить получение учащимися знаний по действующим в Российской Федерации этико-правовым нормам использования животных в экспериментах.
Статья 22. Особенности обращения с собаками и кошками
Жестокое обращение с собаками и кошками запрещается, за исключением случаев необходимости прекращения страданий нежизнеспособного животного, если они не могут быть прекращены иным способом.
Обрезание ушей и хвостов животных допускается, только если является обязательным по стандарту породы. Стерилизация и кастрация животных, удаление рудиментарных пальцев (если таковые наличествуют и не являются обязательными по стандарту породы, а также, если причиняют неудобство или боль животному) допускаются. Указанные процедуры с животными должны производиться ветеринарным специалистом с обязательным обезболиванием. Удаление других частей тела производится ветеринарным врачом только в целях оказания необходимой помощи животному.
Статья 23. Требования при выгуливании животных
Выгуливание животных должно осуществляться при условии обязательного обеспечения безопасности других животных и людей, а также имущества от нанесения вреда.
Ответственное лицо животного самостоятельно и под свою ответственность определяет меры и средства безопасности при выгуливании животного.
При выгуливании животного ответственное лицо обязано:
вести животное на поводке при пересечении проезжей части автомобильной дороги, в местах общего пользования многоквартирных жилых домов, на детских и спортивных площадках;
не допускать нанесения животным вреда окружающей среде;
обеспечить наличие на животном отметки (на ошейнике, уздечке, в прочих заметных местах), на которой указаны контактные данные собственника;
не допускать выгуливания животного в местах, где решением органа местного самоуправления выгуливание запрещено. Указанная территория должна быть обозначена соответствующими надписями.
Запрещается выгуливание животного лицам, не способным контролировать поведение животного, в том числе находящимся в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.
Статья 24. Особенности обращения с животными в приютах для животных
Собственник приюта для животных обязан:
содержать поступившее в приют животное до момента естественной смерти, либо возвращения на место прежнего обитания, либо передачи иным лицам;
обеспечить собственнику потерянного животного либо его законному представителю возможность поиска безнадзорного животного, в том числе путём осмотра безнадзорных животных, содержащихся в приюте;
разместить информацию о безнадзорном животном, находящемся в приюте для животных, включая его фотографию и краткое описание, в сети Интернет;
обеспечить, в порядке установленном собственником приюта для животных, посещение приюта для животных гражданами, в рабочее и иное, по усмотрению собственника приюта для животных время, за исключением дней санитарной обработки;
безнадзорное животное возвращается собственнику либо его законному представителю, по требованию, в день обращения;
принимать меры по недопущению размножения животных, находящихся в приюте для животных;
обеспечить лечение заболевшего или травмированного животного, а также проведение профилактических мероприятий, включая вакцинацию;
проводить поиск собственников безнадзорных животных и подбор новых собственников для животных не имеющих таковых;
проводить реабилитационные мероприятия для устройства домашних животных новым собственникам, либо возвращения диких животных в естественную среду обитания.
Статья 25. Особенности обращения с животными при оказании ветеринарных услуг
Ответственное лицо обязано обеспечить своевременное предоставление животному ветеринарной помощи. В случае возникновения подозрения на наличие у животного заболевания, ответственное лицо обязано изолировать животное и обратиться за помощью ветеринарного специалиста.
При проведении на животных процедур, вызывающих острую боль, ветеринарный врач обязан (в случае отсутствия противопоказаний) применить анестезию.
При умерщвлении для прекращения страданий нежизнеспособного животного, если они не могут быть прекращены иным способом, либо необходимости умерщвления нежелательного новорождённого приплода в возрасте до десяти дней от дня рождения и приплода с врождёнными физическими пороками, несовместимыми с жизнью провести его гуманным методом, который не должен вызывать у него острой боли, мучений, ощущения тревоги или страха. Запрещается умерщвление животных в местах открытого обзора.
Глава 5. Контроль за соблюдением требований настоящего Федерального закона
Статья 26. Обеспечение исполнения требований настоящего Федерального закона
Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований настоящего закона осуществляют в уполномоченный орган государственной власти Российской федерации и уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Должностные лица уполномоченного органа, осуществляющие государственный контроль (надзор) за соблюдением требований настоящего закона, при осуществлении своих полномочий имеют право:
получать полную и достоверную информацию, касающуюся обращения с животными от органов государственной власти, организаций и граждан;
проверять в установленном порядке соблюдение гражданами и организациями требований настоящего закона, в том числе при содержании и использовании животных;
составлять акты по результатам проверки и протоколы об административном правонарушении;
выдавать предписания и проверять их исполнение, требовать устранения выявленных недостатков, давать, в пределах предоставленных прав, указания или заключения;
осуществлять по решению суда изъятие животных;
привлекать в установленном порядке виновных лиц к административной ответственности, направлять материалы о привлечении их к административной или уголовной ответственности, предъявлять иски в суд или в арбитражный суд.
Статья 27. Муниципальный контроль за соблюдением требований в сфере отношений, связанных с обращением с животными
Органы местного самоуправления организуют и осуществляют муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами, в сфере отношений, связанных с обращением с животными.
Статья 28. Общественный контроль за соблюдением требований настоящего закона
Общественный контроль за соблюдением требований настоящего закона, принимаемых в соответствии с ним правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов вправе осуществлять граждане, общественные объединения и иные некоммерческие организации (участники общественного контроля).
При разработке нормативных актов в области обращения с животными органы государственной власти и органы местного самоуправления учитывают мнение участников общественного контроля.
По согласованию с должностными лицами уполномоченного органа участники общественного контроля принимают участие в проведении проверок соблюдения требований настоящего закона, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов.
Для оказания содействия правоохранительным органам в борьбе с правонарушениями и преступлениями в области обращения с животными в составе народных дружин или как специализированные народные дружине могут создаваться общественные инспекции по защите животных.
Гражданин, являющийся членом общественной инспекции по защите животных (общественный инспектор по защите животных) в праве фиксировать в установленном порядке факты правонарушений в области обращения с животными в форме актов, протоколов, передаваемых в уполномоченный орган.
Порядок создания и деятельности общественных инспекций по защите животных, права, обязанности общественных инспекторов по защите животных, как народных дружинников, установлены соответствующим федеральным законом.
Статья 29. Мониторинг обращения с животными
В целях разработки и принятия эффективных решений в области обращения с животными органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления проводят сбор и обработку информации о количестве и характеристике животных, находящихся на соответствующей территории, заболеваемости животных и эпизоотической обстановке, травмах, полученных в результате нападения животных, количестве и поводах обращений физических и юридических лиц по вопросам обращения с животными (мониторинг).
Порядок ведения мониторинга устанавливается уполномоченным органом Российской Федерации.
За проведение мониторинга отвечают специально уполномоченные органы соответствующего уровня.
Система мониторинга обращения с животными является единой системой обмена информацией. Данные мониторинга обобщаются на местном и региональном уровне и передаются специально уполномоченному органу Российской Федерации для подготовки и опубликования ежегодного доклада об обращении с животными на территории Российской Федерации.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления используют данные мониторинга при разработке и принятии решений в области обращения с животными.
Статья 30. Регистрация животных
Регистрация животных осуществляется в целях:
формирования ответственного владения животными и гуманного обращения с ними;
профилактики особо опасных и заразных заболеваний, общих для человека и животных;
регулирования численности животных, поиска потерявшихся животных и возврата их владельцам;
формирования единой базы данных о животных и их собственниках на уровне Российской Федерации.
Регистрация животных представляет собой комплекс мероприятий, направленных на определение численности животных в Российской Федерации, сбор информации о каждом животном, установление собственников, ответственных лиц.
Правительство Российской Федерации, по представлению специально уполномоченного органа Российской Федерации, вправе ввести обязательную регистрацию животных, в том числе животных, содержание и использование которых допускает нахождение их вне мест содержания. Порядок проведения регистрации, её периодичность, регистрационные формы, размер государственной пошлины устанавливаются Правительством Российской Федерации. Размер государственной пошлины за регистрацию не должен превышать стоимости регистрационной процедуры.
Регистрация животных производится уполномоченными органами государственной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления.
В регистрации животных, может быть отказано в случаях, если владельцем не представлено регистрируемое животное.
Обращение с информацией, содержащей персональные данные владельца животных, осуществляется в соответствии с федеральным законодательством о персональных данных.
Основным документом, удостоверяющим факт регистрации животного, является регистрационное удостоверение. Форма регистрационного удостоверения и порядок его выдачи устанавливается федеральным органом исполнительной власти.
При регистрации животного ему вводится электронная радиочастотная метка (микрочип).
Статья 31. Запрет пропаганды жестокого обращения с животными
Запрещаются пропаганда жестокого, антигуманного обращения с животными и призывы к жестокому обращению с животными.
Запрещаются производство, демонстрация, распространение и иное использование с целью извлечения прибыли или без таковой печатной, аудиовизуальной и интернет продукции, пропагандирующей нанесение травм и увечий животным, умерщвление животных, сопровождающееся их страданиями, в том числе и предсмертной агонией, использование для умерщвления животных других животных, бои животных, равно как и иные формы пропаганды жестокого и антигуманного обращения с животными, в том числе методов и способов регулирования численности животных путем их умерщвления.
Запрещается распространение заведомо ложных негативных сведений о животных, в том числе преувеличенных сведений о вреде, наносимом животными, или опасности, ими представляемой.
Глава 6. Заключительные и переходные положения
Статья 32. Ответственность за несоблюдение требований настоящего Федерального закона
Должностные лица и граждане, виновные в нарушении настоящего Федерального закона, несут дисциплинарную, административную, уголовную, гражданско-правовую ответственность в соответствии с федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации.
Наложение штрафов и других взысканий не освобождает виновных лиц от обязанности возместить ущерб в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.
Статья 33. Вступление в силу настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с.
С момента введения в действие настоящего Федерального закона нормативные правовые акты, действующие на территории Российской Федерации, до приведения их в соответствие с настоящим Федеральным законом, применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Поручить Правительству Российской Федерации до разработать и утвердить нормативные правовые акты, обеспечивающие реализацию положений настоящего Федерального закона, привести в соответствие с ним свои нормативные правовые акты.
Президент
Российской Федерации