поделитесь в социальных сетях:

Рейтинг:   / 2
ПлохоОтлично 

ПРАВЕДНИК МИЛУЕТ ДУШИ СКОТОВ СВОИХ (ПР. 12,10)

 

«Не дыши злобою, мщением, убийством даже на животных, что бы твою собственную душу не предал смерти духовный враг, дышащий в тебе злобою даже на бессловесных  тварей и что бы тебе не привыкнуть дышать злобою и мщением и на людей.

Помни, что и животные призваны к жизни благостию Господа, для того, что бы они вкусили, сколько могут в короткий срок жизни радости бытия».

Св. Иоанн Кронштадтский

 

* * *

 

Из книги «СВЯТЫЕ ЖИВОТНЫЕ» современного православного философа Татьяны Горичевой.

                                                

   

Жизнь святых

 

Известно, что животные приходили к святым, ибо, по словам        Исаака Сирина, «обоняли запах рая». 

Медведи посещали преподобного Серафима Саровского. Да и не его одного. Вот рассказ о преподобном Сергии Радонежском: «Посещали его и медведи. Один медведь целый год приходил к нему, и пустынник делился с ним последним куском хлеба, когда же у него бывал лишь один кусок, он его отдавал медведю, а сам оставался голодным, потому что зверь неразумен и не понимает необходимости терпения и воздержания».

А вот о преподобном Германе Аляскинском: «Около его келии жили горностаи. Эти зверьки отличаются своей пугливостью. Но они прибегали к преподобному Герману и ели из его рук. Видели, как преподобный Герман кормил медведя».

В житиях святых можно найти бесчисленное множество рассказов о том, как святым помогали и служили львы, как их спасали своим молоком оленихи, как вороны приносили им хлеб. Возвращались райские взаимозависимости, когда царственное положение человека соделывало его священником для всей твари.   

Животные не только «стенают и мучатся» вместе с человеком. Не только ждут усыновления и искупления (Рим. 8, 20-23), они       уже способны, вслед за святыми и мучениками проникнуть в новый эон, войти в церковь, дерзнем сказать - обожить     

В житии св. Великомученика и целителя Пантелеймона рассказывается, что дикие звери не хотели нападать на юношу. Тогда были убиты и они. Их трупы были брошены на съедение птицам. Но птицы до них не дотронулись. Трупы животных долгое время лежали на солнце и оставались нетленными. Итак, мы имеем дело с мощам животных.        

 

Говорящие «да»

 

То, что животные освятились вместе с человеком, говорит не только о наличии у них души (о чем пишут святые Отцы),  но и о начатках личностного, персонального. Адам дает животным имена. Но что есть имя, как не икона твари? Наименовать, назвать значит преобразовать, поднять до высшего, личностного бытия. Адам первый епископ. Сам Господь называет себя пастырем овец своих, и звери в раю также знали голос Адама, также спешили к нему.

Важно отметить, что в большинстве дохристианских религий в качестве жертвы Богу приносились животные. В христианстве же Сам Бог жертвует Собой. Таким образом, Бог в лице Сына Своего отменяет ветхий закон и отказывается от принятия в жертву животных.

В своей «Небесной Литургии» («Liturgie сеlеstе», Fгiаnt, 1982) Жан Ковалевский высказывает и второй аргумент в пользу «личного» начала у животных: Бог заключил завет с Ноем. Но, оказывается, не только с ним. «И сказал Бог Ною и сынам его с ним: вот, Я поставлю завет мой с вами и с потомством вашим после вас, и со всякою душою живою, которая с вами, с птицами и со скотами, и со всеми зверями земными, которые у вас, со всеми, вышедшими из ковчега, со всеми животными земными» (Быт. 9, 8-10).

«Заключить завет? Что это значит,- спрашивает Жан Ковалевский, - это значит, что у животных тоже была возможность свободного выбора. Завет не заключают с теми, кто не может сказать «да».

…Своими космическими откровениями православие может по праву гордиться. Но тем страннее кажется нам, что «гуманное» отношение к животным установилось ныне прежде всего в северных, протестантских странах. А в Греции, Сербии и России только святые и юродивые помнят еще о том, как было в раю. Часто религиозность наша вырождается в магический страх. Сколько нелепых и позорных мифов существует по поводу тех или иных животных – «козлов отпущения»…

Странно, но факт - облагораживание нравов связано с растущим безразличием и профанизацией, когда реальность, боль, сопротивление исчезают, когда Другое больше не угрожает, не влечет, не воспринимается всерьез. А хотелось бы, чтобы было наоборот, чтобы не человеческий нарциссизм был причиной «хорошего отношения» к твари, а «сердце милующее», сострадающее всякому страданию, плачущему о стенаниях всего космоса.

 

Святые и животные

 

На основе «Житий Святых» составленных Юстином Поповичем (Архимандрит Юстин Попович: Жития святых (12 томов), Белград, 1973 г. Издательство монастыря Келие).

 

Георгий Хозевит (8 января): «Один раз он увидел перед дверьми своей кельи лежащего льва. Он не испугался и толкнул льва ногой, говоря, чтобы тот отошел в сторону. Лев не хотел, а только по-дружески зарычал. Святой сказал: «Хорошо. Поскольку ты не слушаешься, то сейчас проверим то, что сказано: «Зубы львиные сокрушил Господь». — Открывай рот и увидим». Лев раскрыл рот, и святой своей рукой пощупал зубы. На что лев встал и удалился».

Феодосий Великий (11 января): «Он был скорым помощником не только людям, но и бессловесному скоту. Однажды путешественник вел с собою осла. Навстречу им вышел лев. Лев набросился на осла, даже не обращая внимания на присутствие хозяина. Путешественник в ужасе громко крикнул: «Помоги, человек Божий, Феодосии!» Когда лев услышал имя святого, он остановился и ушел в пустыню».

Мученица Татьяна (12 января): « На следующий день мучители в театре напустили на Татьяну ужасного льва. Но лев, вместо того, чтобы растерзать ее, ласкался около Татьяны, облизывая ей ноги. Когда льва повели назад в  клетку, он неожиданно бросился на знатного сановника Евмания и растерзал его».

Лука Элладский (7 февраля): «По дороге на него напал змей и укусил его. Но святой сказал змею, что все мы - твари Божьи и должны делать доброе, а не злое. Потом отпустил змея и оба они разошлись невредимыми».

Павел Фивейский: «Его хотел навестить святой Антоний. Он не знал пути и пошел наугад. Его встретила волчица и на вопрос «где живет Павел Фивейский», указав направление, поклонилась и ушла. Когда Антоний был у Павла, ворон, который каждодневно приносил святому половину хлеба, в этот день принес целый хлеб.

Когда Антоний второй раз хотел посетить Павла, то застал его уже мертвым. Он не знал, как его похоронить, не имея лопаты, чтобы вырыть могилу. В это время из пустыни показались два льва, которые безутешно рыдали над телом мертвого Павла. Они вырыли могилу и долго еще плакали над телом Павла. Когда святой был похоронен, они лизали руки святого Антония, прося благословения. Святой их благословил, и они удалились».

Антоний Новый (17 февраля): «Его мощи, не зная, где их положить, водрузили на телегу, впрягли двух волов. Они пошли далеко-далеко в город Вирию, в родной дом святого».

Макарий Александрийский (19 февраля): «У святого появилась гиена, принесла с собой слепого младенца. Дотронувшись до него, преподобный открыл ему глаза. На другой день гиена из благодарности принесла святому шкуру овцы. Святой не хотел принимать подарка, пока гиена не обещала, что никогда не будет убивать и грабить скот. Гиена смиренно и покаянно легла, показав этим, что принимает упрек святого».

Неофит Мученик (21 февраля): «Неофит хотел удалиться от мира на Олимпийскую гору. Он вошел в пещеру, где жил лев. И попросил льва уступить ему место Лев облизал ноги святого и ушел. Некоторое время спустя, когда святого мучили, на него напустили страшного льва, который был пойман на Олимпийской горе и две недели оставался без пищи. Лев побежал, чтобы растерзать Неофита, но  вдруг остановился, начал лить слезы и лизать ноги и руки мученика. Оказалось, это был тот самый лев, который уступил святому пещеру. Святой приказал ему возвратиться в свою пещеру и больше не нападать на людей. Лев поклонился и ушел». Затем на святого напустили медведя и медведицу, которые тоже поклонились святому и ушли.

Герасим Иорданский (4 марта): «Однажды к святому Герасиму пришел хромающий лев и показал лапу с занозой. Святой вынул занозу, и лев остался жить у него. Его послушанием было охранять ослика, который приносил воду. Однажды лев заснул, и ослика украли. Святой Герасим думал, что ослика съел сам лев. Он наказал льва тем, что приказал ему носить воду вместо ослика. Лев долго исполнял приказанное, но однажды шел мимо караван, и лев узнал своего ослика. Обрадовавшись, он привел его к святому Герасиму. Когда святой умер, то печальный лев не хотел удаляться от его могилы и сам скончался на этой могиле».

Павел и Юлиана (4 марта): «Мучители натравляли на них змей, но те не хотели кусать святых».

Священномученики Херсонские, Василий и еже с ним (7 марта): «Много дней тело мученика Василия и его друзей лежали непохороненными, но невредимыми: волк их охранял от собак, а орел от небесных птиц».

Симеон Новый Богослов (12 марта): «В монастыре, где святой Симеон был настоятелем, монах Арсений убил двух ворон, которые ели пшеницу. Святой приказал повесить убитых ворон убийце на шею».

Венедикт (14 марта): «Старец Венедикт ежедневно кормил ворона. Однажды от ненавистника он получил отравленный хлеб. Он приказал ворону отнести этот хлеб подальше, так, чтобы ни кто его не нашел. Но ворон боялся, потому что отрава была очень сильна. Святой сказал ему, чтобы не боялся. И ворон послушался, но все еще боялся. Часа через три он вернутся покушать».

Мученица Дарья (19 марта): «Дарью царь Нумериан заключил в блудилище. Но там появился лев, который принялся охранять ее. Одного блудника он поверг на землю и, топая ногами, все смотрел на Дарью, ожидая ее повеления. Она повелела оставить его в живых. То же случилось и с некоторыми гладиаторами. И все они обратились в веру. Разгневанный мучитель решил поджечь блудилище, чтобы и лев, и Дарья сгорели. Лев испугался, но Дарья его отпустила, и он вышел невредимым, а ее замучили».

Мученик Никон (23 марта): «Привязали Никона к хвостам разъяренных лошадей, чтобы те разорвали его. Но он перекрестил лошадей, и их гнев сменился на кротость. Мучитель в гневе приказал перерезать лошадям жилы на ногах. Лошади заговорили и сказали, что их убивают Никона ради и во славу Божью. Когда же мучитель поехал в город Панторму, в пути его растерзали собственные лошади».

Василий Новый (26 марта): «Мучители хотели его утопить в море. Но появились два дельфина и вынесли его невредимым на берег».

Мария Египетская:«Когда преподобный Зосима нашел Марию Египетскую в пустыне, и разговаривал с ней, вдруг появился лев, стал умиляться и лизать святой ноги».

Артемон Лаодикийский (13 апреля): «Когда святого Артемона повели в тюрьму, по дороге он дал указание одному оленю известить епископа о его заключении. Олень исполнил повеление, и, придя к епископу, заговорил человеческим голосом. Потом, когда святого мучили, появился тот же олень и изобличил мучителей перед всем народом».

Великомученица Ирина (5 мая):«Святая Ирина сидела в своих покоях. Вдруг сквозь окно влетел голубь и бросил на стол оливковую ветвь. Немного спустя появился орел с венком из разных цветов. И наконец ворон с маленькой змеей, которую он тоже опустил на стол. Домашний учитель Ирины, тайный христианин, так растолковал знамения: голубь означает кротость твою и доброту, масличная ветвь Божью благодать, которую ты получишь в святом крещении, орел означает царя — ты будешь царствовать над страстьми своими. А венец — это венец вечной славы, который получишь от Христа-Царя. Ворон означает дьявола и: предвещает тебе лютое, как змий, гонение.

Когда Ирину отдали на пытки, ее отец, император, приказал бросить святую под ноги разъяренным лошадям. Но одна из лошадей набросилась на императора, оторвав зубами его правую руку и затоптав его копытами. Потом тихо вернулась на свое место, и лошади стали кроткими, как ягнята. Лошадь еще сказала человеческим голосом: «Блаженна ты, Ирина, голубка Христова, поправшая змея».

Симеон Столпник (24 мая): «Святой жил в диком лесу, скрываясь в горе. Звери служили ему. Однажды, недалеко от жилища святого лев напал на путешественников. Но услышав из их уст одно имя «Симеон», он их оставил в покое. Потом святой попросил льва удалиться, чтобы не пугать посетителей. И тот послушался».

Зосим Финикийский (8 июня): «Зосим пошел однажды в Кесарию, нагрузив ослика товарами. По дороге на них напал лев и утащил ослика. Когда святой нашел льва, ослик был уже съеден. Святой сказал льву: знаешь, друг, я стар и носить поклажу не могу. Ты должен мне помочь, поскольку погубил моего ослика, и принести вещи в город. А потом отпущу тебя назад, в пустыню. Так оно и было».

Мученица Голиндуха, персиянка (12 июля): «Голиндуха была брошена на съедение страшной, громадной змее. Но та стала кроткой и лежала у ног мученицы 4 месяца, никого не подпуская к ней».

Элие (14 июля): «У всей братии на глазах его два раза перевозил через быструю реку на своей спине крокодил».

Мученица Кристина (24 июля): «Волхв собрал скорпионов, чтобы они напали на мученицу. Но скорпионы Кристину не тро­нули, послушно расползаясь во все стороны».

Евтихий и Флорентий (23 августа): «Евтихий и Флорентий жили вдвоем в пустыне. Евтихий был духовником, а Флорентий очень простым и послушливым. Потом Евтихия избрали настоятелем ближнего монастыря, но он оставил Флорентин в пустыне, охранять их церковь. Флорентию было трудно одному и он молился Богу, чтобы ему друга послал. Однажды, выходя из церкви, у дверей он встретил медведя, стоявшего кротко с опущенной вниз головой, показывая, что пришел послужить ему. Флорентий дал ему послушание пасти пять овец. Кушание медведь получал, когда с овцами возвращался с пастбища. В постные дни Флорентий хотел, чтобы и медведь постился до трех часов дня. Поэтому ему было приказано возвращаться с овцами в три. А в другие дни было велено пасти овец до двенадцати. Медведь, хоть с трудом, но выдерживал голод. И ни разу не возвращался раньше времени. Про Флорентия и медведя стало известно по всей окрестности. Многие стали ценить Флорентия как человека Божьего. Лютая зависть против Флорентия появилась у некоторых монахов евтихиева монастыря. Четверо из них сговорились и убили медведя. Но они были наказаны так, что умерли, пораженные страшной проказой».

Симеон Столпник (1 сентября): «В горе, где подвизался святой Симеон, устроила себе жилище большая змея, из-за которой на том месте даже и трава не росла. Однажды в правый глаз змеи попала заноза. Мучимая болью, змея доползла до столба преподобного, легла у ограды и все кивала головой, смиряясь и прося о милости. Было достаточно одного взгляда святого, чтобы заноза выпала из глаза змеи. Змея еще три дня лежала под столпом, как овца. И мимо идущие без страха удивлялись чуду. После трех дней исцелившаяся змея возвратилась в свою нору и людям больше не вредила.

Однажды охотники на горе святого Симеона увидели серну и закричали ей: именем святого Симеона, остановись и подожди нос! Поскольку и животные чтили святого, серна так и сделала, и охотники убили ее. За это они были наказаны потерей голоса. Избавились от наказания только после двухлетнего покаяния у ограды святого Симеона».

Иоанн Кукузель (1 октября): «Иоанн владел прекраснейшим голосом и был поставлен начальником певцов в императорском дворце. Но он покинул дворец и тайно ушел на Афон, в лавру святого Афанасия, где никому не объявлял о себе. Ему поручили пасти коз. Годами он прожил пастухом в пустыне афонской, погруженным в молитву и счастье. Однажды он не мог удержаться от радости, думая, что никто его не слышит, и стал петь. Козы обступили его и долго стояли без дыхания, околдованные красотой пения своего пастуха. Бывший невдалеке пустынник увидел стоящих в таком странном положении коз. Так был открыт талант Иоанна Кукузеля».

Мученики Тарах, Пров и Андронник (12 октября): «В театре на мучеников напустили зверей. Но они к мученикам не прикос­нулись. Проконсул приказал бить слуг и привести самых жестоких зверей. Один медведь подошел к мученикам и лизал их раны. Он не разъярился, даже когда сами мученики старались его раздражить. Также сделала и нарочно привезенная из Антиохии славившаяся своей злобой львица. Когда слуги пытались ее раздразнить, она бросилась на двери и сгрызла их. Вся присутствующая и театре публика заступилась за нее и за мучеников».

Ианикий Великий (4 ноября): «Преподобный Ианикий был с монахами в пустыне. Вдруг там появился необыкновенный по размерам козел. Монахи подумали, что из такого козла можно было бы сделать мехи для вина, и стали думать, как схватить козла. Преподобный, видя в духе помышления их, приказал одному монаху привести козла. Тот спросил, что мне делать, если козел попытается убежать? — Ты не беспокойся, — ответил святой, — предстань только перед ним, и козел сам подойдет. Потом он обратился к монахам: «Удобна ли козлиная шкура для изготовления мехов?» Те ответили: «Да, очень. И мы об этом думали, прежде, чем ты, отче, сказал». Когда монах привел козла, то Ианикий стал гладить животное, которое ласкалось к нему. А монахов поучать, чтобы были милостивы к Божьей твари и чтобы следили за своими желаниями и помышлениями. Потом с миром отпустили козла в пустыню».

Иоанн Молчаливый (3 декабря): «Иоанн жил в пустыне Палестинской, в 5 веке. Во время вторжения в Палестину разбойников-сарацинов, из-за которых из пустыни убежали все монахи. Но Иоанн, примирившись с судьбой, не хотел удаляться из своей пещеры. В эти дни у Иоанна появился очень сильный лев, который охранял его день и ночь. Сколько бы раз варвары ни нападали на святого, лев всегда обращал их в бегство. Так лев и сохранилИоанна во все время бедствий».

Спиридон Тримифундский (12 декабря):«Когда святитель ехал на Первый Вселенский Собор, он ночевал в одной гостинице. Ариане тайно убили двух его лошадей, намереваясь помешать ему приехать на Собор. В злости они даже отрезали лошадям головы. Но Спиридон приказал слуге приставить отрезанные головы к трупам лошадей, а сам стал молиться. Слуга поторопился и присоединил голову белой лошади к трупу черной, а черную голову к белому коню. Лошади выздоровели, святой продолжил путь, а все видевшие несоответствие голов и туловища, дивились чуду».

 

В качестве примера была рассмотрена лишь малая часть из «Житий святых».

 Несомненно, что чудесных случаев, связанных с животными, гораздо больше. В заключение хотелось бы расска­зать о святом Феофиле, жившем в Киеве в 19 веке. Рассказ записан со слов очевидцев. Он еще не подвергся никакой стилиза­ции, и покоряет своей достоверностью.

 «Когда Феофила приехал навестить Иван Катков, то, поисповедовавшись и рассказывая старцу о своих делах, упомянул и о приобретенном им молодом бычке, весьма строптивого нрава.

- Купил  я, батюшка, бычка. Думал для себя оставить, да не знаю, что с ним и делать: одурел, скотина, совсем, на всех с рогами лезет. Хочу зарезать, да жалко.

- А ты мне его подари.

- Вам? ...Помилуй Бог, да к нему и приступить нельзя! Сколь­ко людей уже искалечил...

- Ничего... Мы его смирению научим.

- Да как же я того...

- Очень просто. Подойди к нему  и скажи: «Эй, бычок!  Отныне ты не мой, а отца Феофила. Собирайся в гости к нему...»

Мясник так и сделал. Подошел, по возвращении домой, к быч­ку, повторил сказанные старцем слова, и доселе фыркающий и озверевший бычок сделался кроток, как ягненок: смиренно стал ласкаться и лизать хозяину руки.

Получив бычка, блаженный смастерил себе небольшую удоб­ную телегу, сзади которой устроил на обручах крытую парусиной будочку, и стал путешествовать на «бойкуне» по городу. При этом старец никогда не садился впереди, а всегда сзади, спиной к быку и, укрепив на возу маленький аналойчик, опускался на колени и читал дорогой Псалтирь. Но вот что удивительно. Бычок не имел никакой упряжи, ни возжей, одно только ярмо, и точно мысленно предугадывал намерения своего хозяина, без всяких с его стороны возгласов и понуканий доставлял старца именно туда, куда ему была надобность: либо на Подол, в Братский монастырь, либо в святую Лавру. И такой, говорят, умница был - ни за что на ка­мень не наедет, а увидит бугорок, рытвину или канаву, непременно стороной обминет, чтобы угодника не потрясти.

Когда Феофил впал в немилость, у него отобрали бычка и препроводили в экономию, присовокупив к Лаврскому стаду, а са­мому блаженному запретили появляться в Голосеевской пустыни, а вместе с тем и бродяжничать. Но с того дня, как бычок был помешен в монастырское стадо, появился такой необычный падеж скота, что лаврский эконом потерял всякое самообладание и положительно не знал, что ему делать. Стали приглашать ветеринарных врачей, предполагая, что в стаде появилась эпидемическая болезнь, но врачи, осмотрев животных, нашли их без всяких суще­ственных повреждений. Между тем скот продолжал падать. Тогда более глубокомысленные решили доложить об этом митрополиту Филарету. Владыка подвал эконома и поинтересовался, с которого дня начался падеж скота. Эконом ответил, что с того самого дня, как отобрали быка у Феофила и присоединили к общему стаду. «Вот как!» - воскликнул Владыка и приказал немедленно уда­лить из стойла быка. Когда это было сделано, то, к общему удив­лению, падеж скота тотчас же прекратился. Бычок же был отве­ден в Китаев и возвращен своему обладателю. Получив обратно своего «бойкуна», блаженный в тот же день позолотил ему рога и преспокойно стал продолжать свои ежедневные путешествия...»

Да, поистине: «Позна вол владельца своего. (Ис. 1, 3)».*

 

* Священник Владимир Зноско «Христа ради юродивый иеросхимонах Феофил, подвижник и прозорливец Киево-Печерской Лавры», Тверь, 1991 г.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить