- Подробности
- Категория: Архив газеты
- Опубликовано 06.11.2020 11:37
- Просмотров: 5326
В НОМЕРЕ:
- Александр Власенко «Хорошие собаки и этология человека» (Продолжение, начало см. № 31)
- Вести из Казани. Подарок к 1000-летию города - массовое истребление собак!
- Поярков А.Д., Тупикин А.А. «Экологические типы бездомных собак»
- Т. Линская «Непридуманное»
- Татьяна Горичева «Животное как архетип современной культуры» (Обзор «экологической традиции» мировой культуры: от первобытных времен и Древнего Египта до наших дней)
- Т.Н. Павлова «Времена меняются, и мы меняемся вместе с ними»
- Е.В. Гордеева «Лечение заболеваний собак с помощью Гамавита»
- Ксения М. Миллер «Зверь и его человек» (жизнь животных на Западе) - по следам западной печати.
- Возвращение из могилы (Return from the Grave - глава из книги Б. Шула «Бессмертие животных»)
* * *
Александр Власенко
ХОРОШИЕ СОБАКИ И ЭТОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА
Продолжение, начало см. № 31
Вспомним собак спортивных, тех, например, что состязаются во флайболе. Налицо маниакальные психозы с мощнейшим самоподкреплением: каждая поимка мяча всё сильнее и сильнее стимулирует желание ловить следующие мячи, вплоть до полного изнеможения. А, скажем, «ипошники», большей частью, решительно повёрнутые на апортиках, многим ли лучше? Значительное количество из них за апортиком в чужих руках готово хоть на край света уйти. Почитаешь, что пишут о поведении «ипошных» овчарок апологеты сего «спорта», и, право слово, не знаешь, что делать: смеяться над «подвыподвертами» насквозь проспортивленных умов или плакать о судьбе бедных собак. Ведь последних («рабочего-прерабочего» разведения, дрессированных-предрессированных и даже успешно выступающих на соревнованиях!), оказывается, и в квартире без клетки держать нельзя, ибо громят всё и вся, и мимо играющих детей водить нужно только на поводке, а то мячики у них отберут, невзирая на команды, и остановить, ежели бросились за оленем, можно разве что с помощью электрошокового ошейника. И это овчарки, блин! А как их воспитывают и дрессируют - это вообще отдельная и очень печальная песня. В частности, ради того, чтобы направить всю без остатка энергию собаки в спорт, дрессировщик, научившийся уверенно произносить слово «мотивация», старательно лишает несчастное животное нормальной собачьей жизни, оставляя ему, помимо возможности необходимого отправления естественных потребностей, только примитивную игру с разного рода апортировочными предметами, подкрепляемую время от времени ещё и лакомством (что лежит в основе современной спортивной дрессировки), и собственно исполнение нормативных упражнений в стандартных условиях. Воспитание в традиционном понимании, как процесс социальной адаптации, связанный с прикладной дрессировкой, не приветствуется и почти отсутствует, поскольку навыки, обретаемые воспитуемой собакой, плохо совмещаются с требуемым в спорте бешеным темпераментом, с которым должны исполняться почти все, пусть и самые простые, приёмы. Потому ещё, чтобы собака не расхолаживалась, не рекомендуется подавать ей в быту какие-либо команды. Понятно, что клеточное содержание такой овчарки продиктовано не только её, с нашей точки зрения, невоспитанностью, но и является неотъемлемой частью формирования крайне узко специализированного поведения. И одним из средств превращения более или менее здоровой психики в параноидальную. Но аморально не только само по себе применение таких методов «трудоголизации». Ведь здесь, охватив одним взглядом всю картину, мы без напряжения можем разглядеть некий вариант классического рабства, когда живое, мыслящее существо содержится и используется исключительно в качестве механизма, и которому именно поэтому не позволяют ни развивать мыслительные способности, ни, соответственно, полноценно жить в кругу людей. Право, трудно назвать любителями собак тех, кто воспитанию друга предпочитает выращивание из щенка раба. Ну а мы, итого, приходим ко вполне однозначному выводу: современные утрированные требования к рабочим или спортивным качествам если не всегда, то в ряде случаев ориентированы на собак с явно выраженными аномалиями поведения.
«Реклама – двигатель торговли». Этот известный принцип, эксплуатирующий человеческую стадность и глупость, в полной мере относится к продаже собак частным лицам. Количество титулов, «цацек» и «кочерыжек», раздаваемых на выставках, пожалуй, уже превышает количество экспонируемых собак. Людям со стороны, не вращающимся в кинологических кругах, невдомёк, что «чемпионская» родословная, на которую они покупаются, приобретая щенка, во многих случаях не столько сертификат качества, сколько удостоверение инвалидности. В целом, выставочное разведение противонаправлено разведению хороших, прежде всего – пользовательных собак. Но в качестве аргумента такой довод мало эффективен. Те, кто хотят обзавестись собакой, особенно – в первый раз, обычно чересчур доверяются организованной системе сбыта с её мишурным блеском ринговых побед, трескотнёй титулов и безудержным враньём насчёт очередных прогрессивных этапов зоотехнической работы с овчарками, доберманами, колли, боксёрами и так далее. Да ещё в целом ряде стран содержание практически работающей охранной или защитной собаки в частном владении стало опасным прежде всего для её владельца: дешевле застраховать своё имущество от кражи, нежели удовлетворить запросы адвокатов вора, попавшего в собачьи зубы. Настоящая, хорошая собака оказывается и для работы не нужна, и для выставок редко когда годится. Опять же, с воспитанием бывают проблемы, потому как умна, настойчива и стремится к лидерству. И случайному человеку очень трудно понять, что главное преимущество её и не в работе даже, а в том, что с ней попросту на порядок интереснее и полезнее общаться.
В общем, издержки западного уклада жизни очень мешают существованию хороших собак. Впрочем, возможно, что здесь дело не только в социальных условиях и соответствующих им «рамках поведения» людей, но и в закрепившихся уже на органическом уровне особенностях восприятия нормы как таковой.
При сравнении культур западной (в экстремальном выражении – американской) цивилизации с азиатской обнаруживается анекдотичная, но весьма занятная параллель между национальными психотипами и типами поведения национальных пород собак. Что бы сами американцы по этому поводу ни думали, для всех остальных людей олицетворением американского собаководства был и остаётся пит-бультерьер. Как у туркменов – алабай.
Молодая североамериканская нация ведёт свой род от людей авантюрного склада, попадавших в Новый Свет кто в погоне за наживой, а кто и вовсе по приговору суда, а также от наиболее изворотливых и живучих рабов и ещё от тех, кто готов был плыть даже за океан ради вольной жизни. Ни одну из этих категорий «отцов нации» язык не повернётся назвать очень уж законопослушной. Но совместная жизнь сама по себе подразумевает необходимость создания некой законодательной базы. Она и была в конце концов создана, но не сформировалась на основе преемственности от законодательства какой-либо другой страны (потому что традиции сохраняются только при существовании схожей культуры отношений), а сложилась на основе разрозненного опыта, потому эклектична, а с логической точки зрения, мягко говоря, и небесспорна. В юмористических рубриках разных газет и журналов частенько цитируются выдержки из законов отдельных штатов, вызывающие если уж не смех, то оторопь. А по-другому и не могло получиться в обществе, где всё разрешено, что не запрещено, где общественная мораль сама по себе не является действенным регулятором поведения[1].
Наверное, только в стране, где среди людей преимущество всегда имели «успешники», ходившие по краю закона и плевавшие на прочие ограничения, и мог быть создан пит-буль. Как говорится, по образу и подобию… Он сам – типичнейший «успешник», жизнерадостный и темпераментный, смелый, предприимчивый и вместе с тем вполне сообразительный. Всегда и всюду чувствует себя в своей тарелке. Конфликтные ситуации, которые зачастую создаёт сам, разрешает силой. Однако с чувством меры у него плохо. Как и с чувством юмора. Можно сказать, мозги хорошо развиты, но жаль лишь, что только в одной плоскости. Такт, вежливость вообще отсутствуют. Способность к взаимопониманию довольно низкая. В азарте легко переходит от игры к ожесточённой драке. И если уж дело до неё дошло, то нападает без предупреждения, дерётся без правил, насмерть, не считаясь ни с собой, ни с противником. О последствиях не думает, а сдерживающих инстинктов не имеет. Тут уж ему всё равно, щенок перед ним или особь противоположного пола. К пит-булю равно трудно отнести слова «джентльмен» и «вменяемый». В бою он может визжать от боли, что резаный поросёнок, как будто сдаётся на милость победителя, но при этом сам продолжает атаковать. Оставлять даже миролюбиво настроенных пит-булей вместе, вне контроля, значит рисковать их жизнью. Они не способны сосуществовать без надзирающего ока, как, впрочем, и их создатели.
Народы, что исконно содержат среднеазиатских овчарок, отличаются приверженностью традициям, уважением к старшим, религиозной обрядностью, входящей в повседневный быт. Для них очень значим семейный и родовой авторитет. Жизнь буквально пронизана всевозможными ритуалами, скрупулёзное исполнение которых считается хорошим тоном. Честность, порядочность, благородство до сих пор в этих народах ценимы и уважаемы не показушно, а взаправду.
И сравним с пит-булем среднеазиатскую овчарку, алабая. Собака самостоятельная, способная к оптимальной организации стайной жизни, едва ли не умнейшая и надолго всё запоминающая, со здоровыми инстинктами и великолепным соблюдением всех полагающихся ритуалов. При том, что пошутить многие из них любят, однако же свои функции исполняют только на полном серьёзе. На одну обманку два раза не попадаются, правду от фальши отличают быстро. Умеют сами верно определить круг обязанностей и тщательно, с полезной инициативностью, их соблюдают. В различных ситуациях «азиаты» ведут себя по-разному, в зависимости от обстоятельств. Одно дело – на своей территории, другое – на чужой, так – днём, этак – в сумерках и ночью. До смерти с собаками не дерутся, сдавшихся отпускают.
Как можно предположить, учитывая азиатский менталитет, пит-буль в кишлаках и аулах придётся, скорее всего, не ко двору. А среднему американцу, самому западному из западных людей, хорошая для Средней Азии собака вряд ли покажется настолько уж хорошей. Не соответствует подсознательным, глубинным устремлениям! (Впрочем, сейчас национальным пристрастиям американцев отвечает, в среднем, совсем иная собака – примерно, как у англичан: круглая в сечении, с добрыми и глупыми глазами, редко сползающая с дивана и совершенно не агрессивная. Но ведь и сами американцы очень сильно изменились… Однако их сегодняшнему вкусу «среднеазиат», пожалуй, отвечает ещё меньше).
И тем не менее, несмотря на это и другие выше описанные несоответствия, именно в нормальности собак и заключается важнейший их фактор полезности для людей западной цивилизации. Причём полезности собак действительно хороших, в традиционном представлении, со здоровым, правильным поведением. А именно: хорошая собака может служить некой точкой привязки к системе этологически нормальных координат в построении общих отношений с окружающим миром, в определенной степени – противовесом ложным ценностям современного общества, пагубно влияющим на развитие полноценной личности.
В целом проблема обесчеловечивания человека в условиях уродливо построенной цивилизации прекрасно описана К.Лоренцом («Восемь смертных грехов цивилизованного человечества»). Коснёмся пары её граней, на которых особенно отчётливо проявляется потребность людей в общении с хорошими собаками, в помощи со стороны собак.
Урбанизированный человек в отрыве от живой природы, от естественного, с биологической точки зрения, миропорядка, от естественных опасностей, требовавших в ответ наличия силы духа, смекалки, изобретательности, проницательности на уровне интуиции, а также коллективизма, альтруизма, самоотверженности и много чего ещё, и потому исторически выработавших у нас те качества, что мы считаем истинно человеческими (хотя всё перечисленное, вне сомнений, присуще и хорошим собакам), он теперь, и давно уже, очевидно уходит от своего естества, разрушает его, культивирует в себе противоположные качества, подрывающие устойчивость на микро- и макропопуляционном уровне, устойчивость родовую, племенную, национальную, этническую, а в конечном итоге и вообще видовую.
Дезориентация человека начинается с детства и постоянно подкрепляется отравленными плодами нынешней культуры. Например, кинематографом, телевидением и даже театром. Древнегреческий, традиционные японский и китайский театры с воспитательной точки зрения лучше современных зрелищных представлений уже только одним использованием характерных масок. По тому, какая надета маска, определяется и отношение зрителя к герою. Теперь вспомним, что у людей (не у всех, правда) имеется замечательное качество определять с первого взгляда, по внешности, по выражению глаз, характер и склонности других людей, причём с довольно высокой степенью точности. Это качество врождённое, но развивается (или, наоборот, подавляется) в процессе воспитания, с опытом. В связи с этим можно упомянуть небезызвестное «Глаза – зеркало души» и народное «Бог шельму метит», и петровское «Рыжих и косых в государеву службу не брать», да и Ломброзо, как бы его некоторые ни ругали, свою теорию отнюдь не на пустом месте выстроил. А между тем, актёров, способных к перевоплощению, что в рыцаря без страха и упрёка, что в распоследнего подлеца, в любые времена водится не слишком много. Ну, там, Смоктуновский, Евстигнеев, Басилашвили… Мало кто, не из числа завзятых театралов и киноманов, навскидку сможет перечислить больше десятка лицедейских талантов равного им масштаба. А остальные актёры, в массе своей, перевоплощаться не умеют. Вот и получается, что смотришь на благородного экранного героя, и видишь, что не может, никак не может быть он таким хорошим, рожею не вышел. Или обратно, играет всякую сволочь, а по лицу ясно, что к низостям не склонен даже под угрозой оружия. Но тогда лишь ясно, когда есть жизненный опыт, есть привычка запоминать и сравнивать. А если нет?
Растущий ребёнок знакомится с новыми людьми и смотрит фильмы по телевизору. Допустим, что каждое знакомство даёт ему верную информацию о людях, а каждые два из трёх героев кино – неверную. Но с людьми он знакомится – так, чтобы их понять - от силы раз в неделю, а телевизор смотрит по три раза на дню. Научится ли такой ребёнок верно оценивать людей на интуитивном уровне, при мимолётной встрече? Вряд ли. А если два-три поколения вырастают в атмосфере ложной информации, тогда что? А тогда на инстинкте самосохранения выстраивается и распространяется модель фальшивого поведения, например: адресованная всем псевдоулыбка и готовый для всех же камень за пазухой. Основа тому – постоянный подспудный страх, а стало быть недоверчивость вплоть до подозрительности и готовности к превентивному удару, если только чьё-либо непонятное поведение окажется истолкованным как потенциально угрожающее. И следствие – неврозы, срывы, нарушения социализации и даже наркомания (средство уйти от стресса) и гомосексуализм (смещение сексуальной ориентации вследствие боязни лиц противоположного пола и неумения наладить с ними нормальный контакт). Всё это, вплоть до войны Америки с Ираком, можно истолковывать как симптомы тщательно упрятанной ксенофобии, развившейся на почве противоречий в информации, получаемой, с одной стороны, вербальным, а с другой - невербальным путём.
Огромная, но всё ещё слабо осознаваемая проблема западного мира – широко культивируемая под диктовку агрессивного общественного мнения ошибочная система воспитания детей на вседозволенности, «по доктору Споку». По тому самому Споку, что скончался в доме для престарелых, успев под занавес жизни отказаться от своего учения. Более того, Спок повинился перед миллионами вольно или невольно обманутых им людей. Только вот мало кто об этом извинении слышал. Между тем продолжают издаваться по всему миру книжки Спока, принося барыши его дурно воспитанным наследникам. И на отвергнутых самим автором концепциях вырастают новые поколения «не фрустрированных» детей. О том, какие страдания причиняет ложная доброта и этим детям, и тем, кто их окружает, тоже есть у Лоренца. Ребёнок, он ведь, как и щенок, ищет пределы своей власти над миром. Не может не искать, поскольку такова его природа. И ему обязательно нужно, для душевного комфорта, чтобы кто-то твёрдо ограничил его в притязаниях на эту власть. Когда-то и с применением силы. Что милосердие выше справедливости, бесспорно. Но справедливость первична. Особенно для детей и щенков. Не только для проявления, но и для понимания проявленного милосердия надо созреть. Если в детстве ребёнок не испытывает наказания – растут неумеренно его амбиции, превращаются в наглость, в крайний эгоизм. И вот ради своего «хочу» он уже готов попрать права любого другого. Если нет устойчивого, справедливого порядка, необходимость соблюдения которого подкреплена авторитетом или силой старших, то ребёнок (или щенок) устанавливает порядок по своему усмотрению. Но управлять происходящим или осознанно контролировать его он не может, отсюда полшага до развития неврозов. А впервые столкнувшись с чужой волей, с необходимостью подчинить свои желания установленным извне правилам, «не фрустрированная» особь испытывает сильнейший стресс, прямыми последствиями которого могут оказаться всё те же наркомания, неустроенность личной жизни, психосоматические заболевания. Если же на дефекты социализации, вызванные воспитанием, накладывается влияние массовой культуры (тех же голливудских боевиков, в которых все сложные вопросы решаются героем предельно просто, посредством мордобоя либо пули), то любое жизненное затруднение легко становится причиной преступления. Американские школьники, к примеру, ежегодно отстреливают своих учителей и однокашников.
Нереализованная агрессия, с одной стороны, а с другой – целый ряд факторов, таких, как непонимание серьёзности возможных последствий не только для себя, но и для близких, укоренившееся в подсознании ожидание непременного хэппи-энда, толкают людей, а особенно подростков, на неоправданный риск. Здесь занятия экстремальными видами спорта – самый лучший из возможных вариантов. А ведь чем не варианты, скажем, вливание в толпу буйствующих фанатов или, что совсем уж нетерпимо, – демонстративное пренебрежение правовыми и моральными нормами, хулиганство ради хулиганства и даже грабежи ради грабежей. Внутреннее «нельзя, потому что нельзя» не действует, поскольку его нет, не заложено с детства, а рулетка «поймают – не поймают, накажут – не накажут» только подхлёстывает желание рискнуть чужим и своим благополучием и здоровьем. В общем, это явление можно рассматривать как бунт человеческой природы против избыточного комфорта, против зацивилизованности.
Безусловно, человеку надо чем-то время от времени рисковать. «Человек всегда должен рисковать и ставить на кон либо жизнь, либо душу, либо свой покой, либо… ещё какую-нибудь мелочь» (Р.Киплинг). Мужчина устроен так, что ему насущно нужно нечто новое, поиск, риск, контакт с неизвестным, непознанным. У женщины же существует естественная, связанная с материнством, потребность в совершенно ином: для неё важны хоть какая-то, но - гарантия защищённости, пусть ложное, но - ощущение безопасности. И если мужчина желает контролировать любую жизненную ситуацию и отвечать за происходящее сам, то женщина подспудно хочет переложить и риск, и ответственность на кого-нибудь другого, подальше от себя и от круга своих близких. Весьма показателен в этом отношении следующий факт: при любой, даже самой тяжёлой криминогенной обстановке именно женщины в абсолютном большинстве своём выступают против свободного ношения оружия. Пусть при этом правонарушители вооружены до зубов, а «правоохранители» совершенно не в состоянии с ними сладить. Женщина готова смириться с серьёзной, но известной и до известной степени отставленной опасностью, чем с малой, но близкой и не очень предсказуемой. Ведь она судит о возможных последствиях по тому, как могла бы поступить сама. Но мужчину обладание оружием, как правило, сдерживает. Так же точно, как и обладание любой другой большой силой. А вот женщину – распускает[2]. Вспомните: самую агрессивную внешнюю политику проводят именно женщины, оказавшиеся у кормила власти! Западное общество с его системой ценностей устроено как раз по «женскому типу» и, в общем-то, психологически комфортно прежде всего для женщин. Особенно для стремящихся занять мужские, лидерские роли. В мужчине же – подавляет мужское начало, поскольку вынуждает поступать по женскому образцу. Не бить в морду и не стреляться на дуэли, а обращаться в суд. Искать в свалившемся несчастье не свою вину, а чужую. А в итоге и возникает современная ситуация, ехидно подмеченная Губерманом:
Всё нежней и сладостней мужчины,
Женщины всё круче и железней.
Скоро в мужиках не без причины
Женские объявятся болезни.
Инстинктивный бунт против подобного положения вещей, выражающийся, в частности, в стремлении к неоправданному риску, и приводит, по закону маятника, к действиям, выходящим за рамки законов и морали.
Подытоживая приведённое выше, нельзя не согласиться с теми, кто говорит о глобальном кризисе человеческой личности в условиях современной западной цивилизации[3].
* * *
Вести из Казани
ПОДАРОК К 1000-ЛЕТИЮ ГОРОДА - МАССОВОЕ ИСТРЕБЛЕНИЕ СОБАК!
Давно известно, что жестокость порождает только жестокость. Особенно жестокость к ребенку. Дети все слышат и все замечают.
За две недели до 04.05.05 г. один из учащихся музыкальной хоровой гимназии мальчиков г. Казани рассказал, что рано утром стреляли собак возле гимназии. Вахтер автохозяйства, расположенного рядом с гимназией, Мустафин С.С. подтвердил эту информацию. Ранили в шею рыжую собаку, охранявшую территорию автохозяйства, много крови вытекло, но она выжила. Мустафин С.С. бывший охотник, он утверждает, что это дробь, по ране и по звуку ружья. В 9.00 приехали 6 человек на машине с синим крестом, подошли к воротам автохозяйства, другой вахтер автохозяйства, Билялова М., пошла открыть ворота и слышит: «Вон собака, стреляй». Сторожевая собака Линда, которой уже 6 лет, лежала под легковой машиной, Билялова М. крикнула: «Вы в меня-то не попадите!», и увидела с левой стороны ворот ствол ружья, просунутый в щель. Раздался выстрел, отстрельщик промахнулся, Билялова М. не открыла ворота. Вокруг собак не было, и они пошли изучать окружающую местность, видимо в поисках собак. На пустыре за гимназией с черной собачкой играли два друга Фарух Турсунов и Бигзад Юлдашев 12 и 11 лет. Собачка принадлежит Бигзаду. На глазах у ребенка собачку застрелили. Теперь это называется отлов-усыпление. Мальчики уверены, что собаку убили. Докажите им обратное, ведь собаки бесследно исчезают, хотя телевидение и газеты г. Казани трезвонят о стерилизации и передержке.
Отстрел возле гимназии заказала директор этой гимназии Каримова Зульфия Дамировна. Как сказал Арсланов М.Р., который посылает экипажи на отстрел, по телефону, полученному в Департаменте внешнего благоустройства г. Казани: «Каримову не удовлетворяет ночной отстрел, она требует, чтобы приехали днем». Именно поэтому, Булат Муллагалеев знает, что собак стреляли 04.05.05 г. в 9.00. Булат ученик 9 класса говорил об этом взволнованно. Еще бы! Он любит животных и мечтает их лечить, когда вырастет.
События, произошедшие 05.05.05 г. потрясают еще больше. В 14.00 приехал автомобиль УАЗ с синим крестом на корпусе и встал возле дома, где находится гимназия, в это время ученики гимназии убирали территорию вокруг гимназии. Двое отстрельщиков с ружьями вышли из машины, и пошли на пустырь, где ученик гимназии Фарух Турсунов играл с месячным пушистым комочком-щенком. Рядом находилась взрослая собака-мать. Дядя Фаруха увидел отстрельщиков и успел спрятать другого щенка, а любимца Фаруха не успел. Фарух заплакал и попросил отстрельщиков не убивать собак. В ответ услышал: «Плати деньги». Отстрельщик выстрелил сначала в щенка, в бок в упор, пулей с дротиком, затем вытащил из трупа щенка эту пулю с дротиком, заложил ее в винтовку и выстрелил во взрослую собаку. А мальчик со своим дядей стояли на расстоянии 1 метра от этого места. По словам мальчика, у щенка и у собаки-матери языки вывалились из пасти и болтались как тряпки. Если с игольное ушко в упор пустить пульку в маленькое тельце, то и она пробьет жизненно важные органы. Так что отловом это никак не назовешь, это настоящее убийство. После чего отстрельщики потащили трупы собак к машине с синим крестом. В этот момент из этой машины вышла директор гимназии Каримова З.Д, которая о чем-то договаривалась с отстрельщиками и повела их к автохозяйству. Ученик 4-го класса гимназии Коля Шадрин бросил в машину камень, чтобы отвлечь внимание отстрельщиков. Рассказывая об этом, он признался, что когда вырастет, построит приют для всех бездомных собак, а Калистратов Дима, ученик 9-го класса сказал, что построит приют для кошек. Мы, педагоги МХГМ, гордимся именно такими детьми, а не теми, которые бегают с палками мимо собак, размахивают руками, кричат, а потом жалуются, что собака цапнула за ногу, например такие, как однофамилец Коли Шадрина Миша, ученик 4-го класса гимназии. Еще один ученик этой гимназии Ефремов М. только напугал собак, перешагнув через спящих, где-то рядом с гимназией, и они его даже не кусали. Сославшись на этих учеников, директор гимназии Каримова З.Д. и вызвала неизвестно кого для уничтожения собак, растоптав детские души, преподав урок жестокости по отношению к другим живым разумным существам на нашей Планете.
Проявив, таким образом, «заботу о детях», Каримова З.Д. почему-то не подумала, что отстрельщики могли попасть в учеников, педагогов и просто прохожих, находившихся в этот момент рядом с отстрельщиками. Итак, разрядив винтовки в собачье дитя и его мать, наплевав на мальчика Фаруха и боль его души, отстрельщики пошли к автохозяйству, было 14.30 дня. В это время по дороге рядом с автохозяйством шла женщина и стала кричать о том, что днем стрелять хоть чем, нельзя. Впереди отстрельщиков шла директор МХГМ Каримова З.Д. с намерением убрать эту женщину. Но та пригрозила прокуратурой, так как при детях это делать немыслимо. А разве при взрослых это делать мыслимо?
Страшно, что директор-педагог музыкальной хоровой гимназии мальчиков этого не понимает. Детская жестокость возникает от лицемерия, безразличия к их душам, и от жестокости взрослых. Позади машины стояли 10-12 мальчиков и смотрели молча. Машине пришлось уехать. Но это пока. Отстрельщики еще вернутся, так как директора МХГМ Каримову З.Д. ночной отстрел не удовлетворяет, а в этом ей навстречу идет администрация г. Казани, Департамент внешнего благоустройства и депутаты г. Казани. А это беспредел.
Жители г. Казани глубоко заблуждаются, что собак и кошек когда-нибудь можно будет пристраивать «в хорошие руки» через администрацию г. Казани, если только «на тот свет»!
Педагоги МХГМ г. Казани
* * *
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ТИПЫ БЕЗДОМНЫХ СОБАК
Необходимость создания четкой и не слишком громоздкой типологии основных экологических типов бездомных собак в городских условиях диктуется не только теоретическим интересом, но и большой практической значимостью такой типологии, так как четкая типология позволяет быстро классифицировать ту или иную особь и принимать по отношению к ней конкретные практические решения. (Авторы сообщения придерживаются взгляда о том, что по отношению к бездомным животным может быть применен разумный дифференцированный подход.)
В более ранних типологиях в первую очередь учитывался фактор социализации на людей (Boitani 1983, Ben Osman 1985, Поярков 1989) и по его градации строилась типология. Так, например Л. Боитани (Boitani 1983) делит собак на официально зарегистрированных, имеющих хозяев, но не зарегистрированных, бродячих и диких. В типологии А.Д. Пояркова (1989) на основе определенной формы фуражировочного поведения выделялся самостоятельный тип собак, (собаки-попрошайки) тогда как остальные типы – на основе социализации на человека и конспецификов. Такое смешение лишает типологию логической строгости и делает ее чрезмерно упрощенной.
Предлагаемая нами типология бездомных собак в городских условиях, строится на 2 основных факторах. Первый - стратегия фуражирования, второй - степень социализации на людей и конспецификов. Второй фактор еще можно представить как степень одичания. По каждому из этих основных факторов наблюдается несколько поведенческих стратегий или несколько типов поведения. По стратегии фуражирования мы выделяем четыре основных поведенческих стратегии: нахлебничество, попрошайничество, собирательство, хищничество. Нахлебничество – это существование за счет знакомых людей, которые дают основную долю рациона собакам, находящимся на их попечительстве. Попрошайничество – это поведение, направленное на выпрашивание корма у любых, в том числе и незнакомых, людей. Это поведение осуществляется, как правило, на людных местах, с большим скоплением потенциального корма (около рынков, станций метро, столовых). Собирательство – стратегия, в которой основную долю рациона собака находит сама, обследуя различные участки. Для собак придерживающихся этой стратегии места скоплений корма хорошо известны. Такие места могут быть названы кормовыми зонами. Как правило, собаки собиратели имеют больший индивидуальный или групповой участок, нежели первые собаки, придерживающиеся первых двух типов фуражирования. Хищничеством в городских условиях – мы называем охоту на мышевидных грызунов, крыс, и одичавших кошек. Эта стратегия в городских условиях не является основной, за исключением очень немногочисленных, узко специализированных, особей, так как наименее выгодна с энергетической точки зрения. Вместе с тем она выступает как дополнительная и наиболее привлекательная, с эмоциональной точки зрения, у широкого контингента бездомных собак.
По стадиям одичания мы выделяем три основных градации. Первая – условно безнадзорные, собаки, обитающие на территории охраняемых городских объектов (склады, гаражи, строительные площадки и т. д.) и имеющие сильно выраженную социализацию на определенный ограниченный контингент лиц, в первую очередь сторожей этих организаций. Условно безнадзорные собаки управляются людьми и их поведение сильно зависит от наличия знакомого им человека. Эти собаки могут жить небольшими социальными группами или как одиночки. В отношении к чужим собакам (не членам их социальных групп), как правило, свойственна агрессивность и территориализм. Участки обитания этих собак невелики. Главная линия социализации у этих собак направлена на знакомых людей. По отношению к другим бездомным собакам они часто проявляют меньшую гибкость и пластичность поведения. Вторая стадия одичания это бродячие собаки. Они характеризуются двойной системой социализации и на конспецификов, и на людей. Они меньше социализированы на человека и в отличие от первой стадии практически не подконтрольны для знакомых людей. Основная социализация у них связана с другими бездомными собаками. Третья стадия – это одичавшие собаки. Они характеризуются отсутствием социализации на людей. Это самая малочисленная категория среди бездомных собак. Фактически эти собаки ведут себя как полностью дикие животные. Для них характерна ночная активность и большая осторожность по отношению к человеку.
Таким образом, пространство логически возможных экологических типов можно представить в виде матрицы или таблицы следующего вида
|
Нахлебники |
Попрошайки |
Собиратели |
Хищники |
Условно безнадзорные |
++++ |
++ |
+ |
+ |
Бродячие |
++ |
++++ |
++++ |
++ |
Дикие |
- |
- |
++++ |
+++ |
В данной таблицы знак минус – обозначает невозможность существования данного экологического типа, а знак + фиксирует примерную бальную оценку частоты встречаемости данного сочетания. Наиболее часто встречающееся сочетание ++++ и редко встречающееся +.
Из анализа таблицы видно, что наиболее часто встречающееся сочетание этих факторов имеет как бы диагональное расположение и лежит от левого верхнего угла к нижнему правому. Это связано с тем что, сильно социализированные на человека собаки предпочитают и фуражировочные стратегии связанные с непосредственным предоставлением корма им человеком. При этом нахлебничество предполагает полную зависимость от персонально знакомых людей и практически не требует для получения корма специальных поведенческих паттернов. Попрошайничество тоже связано с непосредственным получением корма от человека, но уже не лично знакомого и требует специального поведения, направленного на получение корма. Напротив, собирательство и хищничество требуют активного поведения собаки и не зависят напрямую от человека. Именно только эти две стратегии используют собаки одичавшие, так как они не имеют социализации на человека и избегают непосредственных контактов с ним. Самой пластичной, использующей весь спектр фуражировочных стратегий категорией являются бродячие собаки. У этой категории бездомных собак наиболее часто встречаются стратегии собирательство и попрошайничество.
Таким образом, мы видим, что из 12, в принципе возможных сочетаний в реальности существуют 10 сочетаний стратегий фуражирования и стадий одичания у бездомных собак и, соответственно, можно выделить столько же экологических типов бездомных собак. Однако не все они имеют равную встречаемость и основных из них можно выделить четыре. Эти 4 сочетания и характеризуют основные, наиболее часто встречающиеся экологические типы бездомных собак. Первый - это условно безнадзорные собаки-нахлебники, второй - бродячие собаки-попрошайки, третий - бродячие собаки-собиратели, и четвертый – одичавшие собаки-собиратели и хищники.
Эти основные типы имеют разное значение в функциональной структуре популяции (Наумов 1967). Так в наблюдениях А.А. Тупикина было показано, что условно безнадзорные собаки отлавливаются в несколько раз меньше чем бродячие попрошайки, и бродячие собиратели. Происходит это потому, что условно безнадзорные собаки находятся под защитой работников тех организаций, на территории которых располагается их дневка. Одичавшие собаки собиратели и хищники отлавливаются тоже сравнительно редко, но совсем по другой причине, они мало заметны и очень осторожны, не подпускают человека на близкое расстояние. Таким образом, бродячие собаки – наиболее уязвимая и лабильная часть популяции с точки зрения смертности. Однако эта категория собак полноценно размножается и часто выращивает щенков до возраста подростков, после чего они начинают расселяться и очень большая часть их гибнет (Поярков 1989), тогда как условно безнадзорные собаки находятся под жестким контролем со стороны человека, и подавляющее количество щенков у них уничтожается сразу после рождения. Большая стабильность первого типа компенсируется его гораздо более низкими темпами размножения, тогда как бродячие собаки сравнительно быстро восстанавливают свою численность даже после отлова, за счет контингента подрастающих щенков. Бродячие собаки занимают условно «центральное» место в функциональной структуре популяции бездомных собак. Размножаясь, бродячие собаки могут пополнять практически все экологические типы бездомных собак, так как их щенки в процессе взросления могут следовать разным поведенческим стратегиям, тогда как для щенков «крайних» экологических типов (условно безнадзорные нахлебники и одичавшие собиратели или хищники) вероятность перехода в другой экологический тип в процессе взросления мала. Одичавшие собаки не бывают в городах, многочисленной категорией, так как этот тип поведения слишком не выгоден в городе, где огромное скопление людей постоянно воздействует угнетающе на этих, избегающих близкого контакта с человеком, собак. Они находятся в невыгодном положении с точки зрения конкуренции за пищу, так как большая часть времени суток практически недоступна для них. Из-за большой плотности людей на улицах и в местах скопления корма. Напротив, в сельских местностях, на удалении от поселков это вполне часто встречающаяся группа бездомных собак, живущих, как правило, значительными по размеру стаями (Boitani 1983).
Поярков А.Д., Тупикин А.А.
Институт Проблем Экологии и Эволюции им. А.Н. Северцова РАН, Москва.
Литература:
Наумов Н.П. 1967. Структура популяций и динамика численности наземных позвоночных. М., - Зоол. журнал. 66. - Вып.10.-С.1470-1485.
Поярков А.Д. 1989. Стратегия контроля и регуляции численности бродячих собак в городских условиях. //Экология, поведение и управление популяциями волка. - М., - С.130-139.
Ben Оsman.l985 . Le chien errant en Tunisie. Rev.(TeiTe Vie), vol.40, p. 197-201.
Boitani L. 1983. Wolf and dog competition in Italy.Acta Zoologica Fennica 174: 259-264.
* * *
НЕПРИДУМАННОЕ
Я занимаюсь собаками с 1969 года, то есть с прошлого века, и мне есть чем поделиться. На сегодняшний день у меня дома живут две взрослые собаки (брошенные дворняги), зимой их было пять, ранней весной я начала публиковать в различных газетах объявления типа «Отдам щенка в добрые руки ... », и три щенка (прооперированных или вылеченных, привитых и откормленных) разошлись по своим новым хозяевам. Как вы понимаете, это не первые животные в моей жизни и, боюсь, не последние.
С 1994 г., то есть уже 10 лет, я занимаюсь также спасением кошек: как дворовых, сбитых машинами или покусанных собаками, так и домашних, выскочивших из раскрытого окна.
Вы не подумайте, что я умалишенная и бегаю по всей Москве за здоровыми животными, отнюдь, я подбираю тех, кто очень нуждается в моей помощи, а то и операции (на мои деньги). Я не могу пройти мимо лежащей на боку собаки, которая обречена, она не может встать на ноги, потому что ей почти все пальчики на передних лапах оторвало зубьями эскалатора. Она лежит, тихо стонет, и из глаз текут слезы, да-да, собаки тоже плачут. Когда я отволокла (в огромной спортивной сумке, помогал ее тащить подвыпивший парнишка) эту псину к ветврачу, сказали, что еще чуть-чуть и началась бы гангрена. То есть прошло много времени и сотни людей проходили мимо, я уж не говорю о служащих метрополитена, которые допустили эту трагедию, ведь собака лежала в нескольких метрах от эскалатора. Врачи ампутировали те пальцы, которые невозможно было восстановить, остальные зашили, наложили лекарство и повязки (все это на мои средства) и сказали, что собака нуждается в уходе.
Она и так была очень худой, ребра торчали, а тут еще большая кровопотеря. Пришлось ее брать домой, а это тяжелый физический труд: выхаживать, кормить, делать перевязки и уколы, на улицу мы ходили на задних лапах, передние долго и сильно кровоточили и были в бинтах, приходилось ее поддерживать подмышками. Собака оказалась молодой сукой, очень терпеливой, ласковой, послушной, через месяц уже вполне сносно ходила, когда стала бегать, я снова дала объявление, на смотрины приехала приятная женщина с дочкой, и собака уехала в их семью, новая хозяйка дала мне за нее 10 копеек.
Дело в том, что любой зверь, будь то пес или кот, он не виноват, что родился в городе или был выдворен из квартиры, его купили маленького и очаровательного, не умеющего кусаться и царапаться, поиграли и выкинули, как мусор. Мне иногда говорят: звери должны жить на воле. Но, простите, это не саванна, не лес, город – это каменные джунгли, зона повышенной опасности, одни автотрассы чего стоят. Не могу не рассказать один случай со слов очевидцев (торговцев свежими цветами, семечками, жареными курами, пирожками; зрителей было много), но им можно верить, они знали, что я подкармливаю и опекаю эту стаю собак. Так вот вожаком стаи был огромный черный кобель по кличке Пират. Жила стая в подземном переходе, а по обеим сторонам проспекта Мира стояли палатки с прессой, и каждая из продавщиц приносила им что-нибудь вкусненькое, собаки этих женщин обожали и в 6-7 утра уже встречали у палаток, приветствовали и разбегались. Как-то вечером машины стояли на светофоре, когда Пират в образовавшийся просвет увидел на другой стороне проспекта знакомую продавщицу прессы, она двигалась по направлению к метро, и он, видимо, решив ее проводить, рванул по верху через проспект, а машины уже разгонялись. Пират успел пересечь только две полосы и был сбит одной машиной, тут же - второй. И его еле живого добили до смерти ногами водители этих иномарок. Люди на тротуаре кричали и плакали, кто-то пытался вступиться за собаку, на что водитель орал: «Мне эта сволочь бампер помял!». Пес был ростом с черного терьера, сколько весил - остается только догадываться. Конечно, железку жалко, дорогая, наверное. А еще очень жалко изуродованную душу этих людей, этих убийц. Они такой тяжкий грех взяли на душу ...
Т. Линская
(Окончание следует)
* * *
ЖИВОТНОЕ КАК АРХЕТИП СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ
Обзор «экологической традиции» мировой культуры: от первобытных времен и Древнего Египта до наших дней
Продолжаем публикацию работ современного православного философа Татьяны Горичевой.
В пустыне Господь жил с ангелами и животными. Пустыня - это наш сегодняшний мир, где время остановилось, где пережиты все утопии и идеологии, где мы живем после смерти или после оргии.
Ангелы и животные неподвижны и закончены. Их проще всего описать архетипами.
Мы утверждаем: архетип животного является на сегодняшний день актуальнейшим способом перехода бессознательного в сознательное. В былые, менее «экологические» времена, этот переход воплощался в маргинальных фигурах изгоя, преступника, проститутки, демона, дикаря. Или клошара, женщины, еврея, гомосексуалиста. Таковы традиционные «козлы отпущения». Сегодня уже никто не будет романтизировать эти группы и меньшинства. Они вполне выразили свои требования и добились своих прав. Женщины мощно заявили о себе. Дикарей теперь держат только затем, чтобы показывать пресыщенным туристам. Клошары умирают с голода и холода только по собственному желанию, проституция стала обычным делом, а в некоторых странах даже престижным. Следовательно, маргинальные, амбивалентные, таинственные существа более не обитают в мире людей.
Амбивалентность необходима для перехода бессознательного в сознание. Карл Юнг, описавший архетип Предвечного Младенца, подчеркивал, что этот Младенец и абсолютно мал, и абсолютно могущественен. Наилучшим подтверждением этому служит предание о святом Кристофоре, который переносил через реку младенца, и Младенец-Христос был тяжелее всего мира.
Амбивалентность подчеркивает и теория Рене Жерара, говорящая о том, что «козлы отпущения» сначала убивались, а затем обожествлялись. Начало и конец совпадают. Мы пришли к началу третьего тысячелетия. Богословы, философы, социологи, поэты, - все говорят о последних и даже постпоследних временах. А последнее время совпадает с началом.
Еще в начале XX века Мандельштам писал. «В жилах нашего столетия течет тяжелая кровь чрезвычайного отдаления монументальных культур, быть может, египетской и ассирийской» (О.Мандельштам, «Девятнадцатый век»). В работе «Слово и культура» Мандельштам, описывая голодные времена начала века, как бы пророчески приветствует то, к чему мы приходим сегодня. «Трава на петербургских улицах - первые побеги девственного леса, который покроет место современных городов. Эта яркая, нежная зелень, свежестью своей удивительная, принадлежит новой одухотворенной природе. Воистину Петербург - самый передовой город мира. Не метрополитеном, не небоскребом измеряется бег современности: скорее веселой травкой, которая пробивается из-под городских камней».
Немецкий философ Петер Слотердайк, вслед за Бодрияром, Вирильо и многими другими, утверждает: «Наша культура питает себя вневременными темами, мифами. Наши stories функционируют точь-в-точь, как мифы. «Новости» заполнены вечно повторяющимися темами... Миф - это такое описание мира, в которое не входит ничего нового». («Самопопытка». Разговор Слотердайка с Карлосом Оливейра),
Древний Египет дает сегодня особенно много материала о достойном обращении с животными,
В Египте животные были посредниками между Богом и людьми. Вплоть до 2800 г. до Р.Х. фараоны носили имена животных. Животное нельзя было мучить. Если на животное охотились, то предварительно, через ритуал объявляли его врагом. Только так можно было его убить.
То же отношение находим у кроманьонца. В звере первобытный век видел представителя божественной силы, которую нужно почитать. Перед охотой у животных просили прощения. С приручением животных - это произошло во время так называемой «неолитической революции» – человек приручил и себя. Контролю над дикими животными сопутствует отныне контроль над своими страстями и порывами. Человек начинает относиться к своему подсознательному с недоверием. Он называет его «звериным».
Но мы, стоящие в конце времен, возвращаем себе животное как друга и соседа. Наше время обнаружило преступную природу всяких дуализмов, неврозов и раздвоений.
Антропоморфизм окончательно потерпел поражение. И место «козла отпущения» занимает поруганная Земля и ее невинные твари. Особенно в наш двадцатый век животные разделяют все страдания человека и страдают бесконечно больше, чем защищенный человек. Так, адом для животных стали научные эксперименты. Животные становятся жертвой «передовой» науки, как когда-то в гитлеровских лабораториях такой жертвой были евреи и цыгане.
Животное изначально амбивалентно. Хайдеггер пишет: «Наверно, из всего сущего всего труднее нам мыслить о животных. С одной стороны, животные некоторым образом - наш ближайший родственник, а с другой стороны - животное отделено целой пропастью от нашего экзистирующего существа... Почти непостижимое для мысли, обрывающееся в бездну лесное сродство с животным».
Современная культура переполнена спектаклями, фильмами, романами, в которых животные играют главную роль. Так, популярен спектакль о жене, превратившейся в лису, и о муже, последовавшем за этой лисой в ее лес. Огромной популярностью пользуется и фильм о поросенке, который управлял фермой. Первое место среди бестселлеров заняла книга Мари Дарьесег «Трюизмы», написанная от лица свиньи. Вспомнить можно, Слава Богу, о многом.
Попытаемся перечислить некоторые характеристики, которые позволяют животному стать архетипом в современной жизни и культуре.
1. Райскость
Животные не предали Бога, они остались в раю, хоть и последовали вслед за согрешившим Адамом.
«С ними Христос еще раньше нашего» (Достоевский). Процитируем из «Братьев Карамазовых»: «Посмотри, - говорю я ему, - на коня, животное великое, близ человека стоящее, али на вола, его питающего, или работающего ему, понурого и задумчивого, посмотри на лики их: какая кроткость, какая привязанность к человеку, часто бьющему его безжалостно, какая незлобливость, какая доверчивость и какая красота в его лике. Трогательно даже это и знать, что на нем нет никакого греха, ибо все совершенно, все, кроме человека, безгрешно, и с ними Христос еще раньше нашего». - «Да неужто, - спрашивает юноша, - и у них Христос?» - «Как же может быть иначе? - говорю ему, - ибо для всех Слово, все создание и вся тварь, каждый листик устремляется к Слову, Богу славу поет, Христа плачет, себе не ведомо, тайной бытия своего безгрешного совершает сие. Вон - говорю я ему, - в лесу скитается страшный медведь, грозный и свирепый, и ни в чем-то в том не повинный».
Заглянуть за грань грехопадения - задача, которую ставили многие русские мыслители. Рай - это будущее, о котором можно вспомнить, и прошлое, полное надежды. Рай - теплота материнской утробы, где нет тяжести, агрессии, жестокости. Розанову удавалось сказать о рае наиболее искренне и точно: «Часто я думаю, что для этого надо просто обниматься с животными, носить их на руках (дети вечно носят кошек на руках). Великое дело - припасть ухом к груди доброй коровы, новая теплота, новая жизненная теплота, как бы не нашей планеты, без категории еще грехопадения. Великому мы можем научиться из вздохов животных. И смешно, а как мило! Проницание и невинный животный мир достиг бы осязательности и действенности, если бы иногда человеческие матери, так сказать, менялись детенышами с матерями животных».
Современный немецкий богослов Ойген Древерман по-новому трактует библейский эпизод наделения животных именами. Часто в истории христианства считалось, что таким образом человек подчинил себе животных, включил их в свою судьбу. Древерман делает акцент на другом: прежде чем получить в дар Еву, Адам должен был воспитать в себе нежность, сострадание и любовь, общаясь с животными, как со своими Друзьями (со своим Другим). Вершина райского брака достижима через любовь ко всем тварям. Таким образом, можем дополнить классическую формулу Святых Отцов - Бог стал человеком, чтобы человек стал Богом через обожение и всего тварного мира.
От Оригена идет формула - животные не «образ», а отражение. Животные созерцаются нами сегодня поистине в обратной, иконной перспективе. Их безгрешность, их страдание, их райская красота предельно приближают это отражение к образу. И пообразу мы можем судить о Первообразе. От созерцания образа к Творцу. Вот аргумент иконопочитателей. Природоборчество и иконоборчество идут рука об руку. И не странно, что именно в Православной традиции, устами святого Максима Исповедника сказано: «Через умное созерцание Творения мы получаем идею святой Троицы». У блаженного Максима созерцание творения приравнено к Евхаристии.
У отрицающих икону протестантов все было иначе: в XVII веке они запретили украшать рождественские ясли фигурками «лишенных разума» осла и вола.
Но сегодня протестанты, кажется, берут реванш. Именно в протестантских странах так развито экологическое сознание.
Тем печальнее, что мы, православные, имея сильную экологическую традицию, не откликаемся на зов времени, не болеем за Универсум.
(Продолжение следует)
* * *
ВРЕМЕНА МЕНЯЮТСЯ, И МЫ МЕНЯЕМСЯ ВМЕСТЕ С НИМИ
Об уровне цивилизованности общества, как говорят, судят по состоянию, извините, общественных туалетов, по отношению к женщине и по отношению к животным. Великобритания показала свою цивилизованность, когда в ней победили движение за права женщин и движение в защиту животных. Первый в мире закон в защиту животных – «Билль о жестокости» - был принят английским Парламентом в 1822 году по инициативе лорда Мартина, ирландского пэра, а точнее был «пробит», как теперь говорят, Мартином, вопреки единодушной обструкции со стороны Палаты Лордов. Когда он пытался вносить этот законопроект, это очень смешило благородных лордов, и они мяукали, подражали лаю, чтобы показать абсурдность попыток лорда Мартина. Но, тем не менее, закон был принят. А через два года было создано первое в мире общество по защите животных – «Королевское общество по предотвращению жестокости по отношению к животным». Ему покровительствовала королева Великобритании Виктория, правление которой дало название целой исторической эпохе – «викторианская». Она царствовала весь XIX век. Королева, согласно Конституции, не могла вмешиваться в работу Парламента, но ее любовь к животным – к собакам – была известна: она держала собаку Шарп. Поэтому, участвовать в работе Королевского общества было престижно, и это, в конечном счете, помогало решать проблемы защиты животных.
После Великобритании в течение первой половины XIX века большинство стран Европы создали национальное законодательство по защите животных и в них стали действовать общества защиты животных. До США такого рода перемены дошли только во второй половине XIX века.
В XX веке движение в защиту животных от жестокости вышло на новый уровень – вместо национальных законодательств стали создаваться международные документы по защите животных, к которым присоединялись отдельные страны. В качестве примера можно привести 5 Европейских конвенций, относящихся ко второй половине XX века, которые регламентировали обращение с сельскохозяйственными животными, в частности их перевозку, с экспериментальными животными и животными-компаньонами.
В Положении о Совете Европы, документе, посвященном проблеме прав человека, указывается, что достоинство человека нельзя рассматривать, не касаясь его отношения к животным - как они названы в документе – к существам, которым меньше повезло.
Понимание проблемы отношения к животным в наши дни становится все более глубоким. Наиболее этичной является концепция прав животных, обоснованная в 60-х годах XX-го столетия четырьмя выпускниками Оксфорда, докторами философии, психологии и богословия: Т. Риганом, П. Сингером и Р. Райдером, Э Линзи – элитой английской интеллигенции, представителями науки. Они утверждали, что дискриминация по видовому признаку «человек – не человек» является последним дискриминационным барьером, который предстоит преодолеть человечеству, после того как оно преодолело расовые и национальные предрассудки и признало равенство женщин с мужчинами.
Наша страна, с ее оторванностью от процессов, которые происходят в общественной жизни европейских народов, отстала на пару сотен лет от европейской действительности. И когда у нас в стране появились зародыши общественного движения в защиту животных в 50-х годах прошлого, XX, века, работать было не просто: сострадание к животным рассматривалось как «буржуазное», «чуждое» настроение, и все действия можно было аргументировать только получаемой пользой для человека. Однако, начавшиеся в социальной жизни страны перемены вызвали достаточно сильную реакцию и в сфере отношения к животным. Эта тема стала фигурировать в выступлениях СМИ, создались многочисленные общества защиты собак, кошек, животных в целом; в Москве, Н.Новгороде, Екатеринбурге, Петрозаводске возникли общества прав животных, что довольно много даже для нашей большой страны. В стране проходят форумы, конференции, симпозиумы, круглые столы по теме отношения к животным. Администрацией г. Москвы запрещено умерщвление бездомных животных и иное жестокое обращение с ними. Международное движение в защиту животных поддерживает связь с российскими организациями такого типа и имеет в нашей стране свои отделения.
Зарубежная общественность с заинтересованностью и сочувствием следит за усилиями российских зоозащитников ускорить принятие первого федерального закона по защите животных в стране, и когда это произойдет, наша страна станет понятнее и ближе мировому сообществу. Этот акт будет оценен как победа нравственности в нашей стране.
Т.Н. Павлова
* * *
ЛЕЧЕНИЕ ЗАБОЛЕВАНИЙ СОБАК С ПОМОЩЬЮ ГАМАВИТА
Гамавит (Аминовит-GM) это комплексный препарат, содержащий: биогенный стимулятор (экстракт плаценты), иммуномодулятор (нуклеинат натрия), физиологически сбалансированную смесь компонентов, включающую 20 аминокислот, 17 витаминов, производные нуклеиновых кислот, важнейшие минералы и микроэлементы. Благодаря уникальному составу, гамавит оказывает мощное общеукрепляющее, биотонизирующее и трофическое действие на организм, стимулирует неспецифический иммунитет и кроветворение, восполняет дефицит микроэлементов, витаминов и белка, способствует снятию интоксикации, нормализует кислотно-щелочной баланс, ионный состав, биохимические показатели и формулу крови, регулирует белковый, витаминный и минеральный обмен веществ, повышает бактерицидную активность сыворотки крови.
Препарат применяют при инфекционных заболеваниях, при отравлении синтетическими и пищевыми ядами, при анемиях, гиповитаминозах, для восстановления после антибиотикотерапии и хирургических операций (применение гамавита значительно сокращает срок реабилитации постоперационных состояний). Отдельно следует подчеркнуть, что гамавит прекрасно помогает поддерживать организм собак бойцовых и беговых пород в период интенсивных тренировок, способствует увеличение мышечной массы, повышает работоспособность мышц, и устойчивость животных к физическим нагрузкам - его применяют при дрессировке, подготовке к различного рода соревнованиям, выставкам, длительным поездкам, и в других стрессовых состояниях. Препарат особенно показан ослабленным животным.
Особенности действия гамавита позволяют предположить, что он стимулирует симпатическую нервную систему, оказывая адреномиметический эффект. Это позволяет рекомендовать гамавит для внутривенного или внутримышечного введения в дозах 0,05-0,1 мл/кг непосредственно перед нагрузкой с целью повышения сопротивляемости организма.
В качестве поддерживающего средства препарат очень эффективен при лечении бактериальных, вирусных, хламидийных и паразитарных заболеваний (в том числе при пироплазмозе).
Гамавит используют для стимуляции родовой деятельности в любых сложных случаях. Препарат стимулирует гладкую мускулатуру матки, ускоряя и облегчая родовой процесс, способствует быстрому очищению рогов матки от мертвых плодов.
Препарат прекрасно сочетается с антибиотиками, вакцинами (стимулирует выработку защитных антител) и антигельминтиками (снимает интоксикацию после их использования). Хочется особенно подчеркнуть последнее, ввиду того, что многие антигельминтики обладают высокой токсичностью, порой вызывая у собак тяжелейшие отравления. В таких случаях введение гамавита в 5-кратной дозировке (в/м или капельно) позволяет спасти животное даже в самых тяжелых ситуациях.
Но особый упор в данном сообщении будет сделан на пиометру, учитывая чрезвычайную значимость проблемы. Пиометра собак -широко распространенное и трудно поддающееся лечению заболевание. Пиометра это скопление гнойного содержимого в полости матки при закрытом канале ее шейки. Главные симптомы заболевания: угнетение общего состояния, понижение пищевой возбудимости, скованность движений, собака больше лежит, испытывает затруднения при вставании, отмечается полиурия/полидипсия. В крупных городах России частота заболевания собак пиометрой составляет около 50%. Наиболее часто заболеванию подвержены суки в возрасте 6-7 лет. Пик заболевания наблюдается через 2 месяца после очередной течки. Породная предрасположенность отсутствует. Тяжесть заболевания зависит от длительности наличия гнойного содержимого в матке.
После постановки диагноза пиометра требуется срочное и интенсивное симптоматическое лечение, а в случае необходимости -хирургическое вмешательство.
Гамавит подключали в общую схему симптоматической терапии, включающей также: антибиотики (гентамицин, энрофлокс), простагландин (энзапрост F).При отсутствии гамавита эффективность данной схемы лечения была довольно низкой, и сроки лечения существенно удлинялись; кроме того, в эту схему приходилось подключать множество других, в том числе дорогостоящих препаратов. После применения гамавита общее состояние животных заметно улучшалось уже на 7-е сутки, что выражалось в повышении пищевой возбудимости, исчезновении признаков интоксикации, отсутствии полиурии/полидипсии. Если гамавит не использовали, то аналогичное улучшение состояния больных собак отмечали только на 18-е сутки. Гамавит применяли в дозировке 0,2 мл п/к или 0,3 мл/кг (в тяжелых случаях) 1 раз в день в течение 5-7 дней, в зависимости от тяжести заболевания. Побочные эффекты отсутствовали.
Вылеченных собак продолжали наблюдать в течение года (по меньшей мере). Ни у одной из собак не было рецидива заболевания. Более того, двух сук использовали для племенного разведения и получили полноценные приплоды.
По-видимому, механизм терапевтического эффекта гамавита при пиометре заключается в стимуляции гладкой мышечной ткани матки, восстановления и активации ее сократительной способности, в повышении трофики мышц, нормализации комплекса обменных процессов. Отмечается дополнительное лечебное воздействие гамавита на функции яичников (восстановление репродуктивной функции), а также антистрессорное воздействие, проявляющееся в нормализации деятельности надпочечников.
Проведенные исследования позволяют заключить, что гамавит при указанных патологиях следует использовать как препарат первого выбора.
Ветврач Е.В. Гордеева
г. Иваново
* * *
ЗВЕРЬ И ЕГО ЧЕЛОВЕК
По материалам европейской прессы, подготовила К. Миллер
Птицы в опасности
Каждая пятая порода птиц в мире под ударом. Всемирная организация Birdlife Intemational это установила в своем ежегодном отчете. 1212 пород находятся на пути к исчезновению.
Лук опасен
Нельзя давать собакам и котам лук. Находящаяся в нем перекись серы, достигая определенного количества, заставляет лопаться красные шарики в крови и этим убивает животное, - предупреждает Немецкое общество охраны животных в Берлине.
Тихая смерть птиц
Каждая пятая порода птиц во всем мире находится под опасностью вымереть. Это установила организация Birdlife Intemational. В Баварии могут исчезнуть даже самые простые птицы. Общественности был представлен атлас в 560 страниц «Птицы в Баварии».700 любителей-орнитологов десять лет собирали бесплатно информацию для этого труда, которая обошлась бы государству в 25 миллионов Евро, которых, конечно, нет. Теперь они следят с начала этого года за аистами, что бы достать материал для атласа об аистах в Германии.
Плохие времена для белок
Северо-американские серые белки, которые размножились в Италии, должны, как опасаются специалисты, скоро появиться и в Германии и вытеснить немецких белок.
Смерть за ежа
Все газеты сообщили на первой странице о трагической гибели молоденькой, многообещающей актрисы Юлии Пальмер-Столь. Сидя за рулем автомобиля, она увидела в ночь с 10-го на 11-e июня на дороге ежика. Остановив автомобиль, она выскочила и только успела нагнуться, схватить ежика голыми руками и отбросить его в сторону, как ее ударил автомобиль, который ехал ей навстречу. Несмотря на все усилия врачей, 21-летняя актриса скончалась в больнице. «Она любила животных больше всего в мире», - сказали ее убитые горем родители. Водитель автомобиля, который ее ударил, находится в тяжелом шоке.
Спасти леса!
Сегодня организация WWF начала в 14 немецких зоопарках кампанию по спасению лесов в Индонезии. Каждые 20 секунд в Индонезии исчезает участок леса величиной в футбольную площадь. Эти леса - родина орангутангов, без которой они не могут выжить. С середины девятисотых годов число орангутангов снизилось с 150 000 до 50 000.
* * *
ВОЗВРАЩЕНИЕ ИЗ МОГИЛЫ
Return from the Grave - глава из книги Б. Шула «Бессмертие животных
Об авторе:
Доктор философии Билл Д. Шул работает в Центре Развития Человека (Center for human development), Вичита, штат Канзас, США. Он является автором книг: «Бессмертие животных», «Психические силы животных», «Песня жизни», бестселлера «Тайная сила пирамид» и др. и автором более 200 статей о необъяснимых явлениях. Исследовал изменненные состояния сознания в Институте Прикладных Наук Монро (Фэйбер, штат Вирджиния).
Bill Schul, Ph.D.
7233, 192ndRd, Winfield, KS 67152, USA
tel: 620-221-1843
Фрэнк Талберт был сильно уставшим, но довольным. Он наблюдал из своего большого окна за грозой, проходившей над горами по направлению к северу. Он предположил, что в такую ночь можно хорошо выспаться. Огонь в камине для изгнания раннего октябрьского мороза; желанный дождь, капающий за окном; мирное уединение, - о чем можно еще просить, думал он.
Талберт провел день, прорежая лесонасаждения на своем частном участке вблизи Брекенриджа, штат Колорадо. Будучи успешным торговцем недвижимостью в Денвере, Талберт купил 10 акров гористой местности и построил трехкомнатный дом, считая это своего рода убежищем. Хотя он и провел несколько выходных здесь со своей семьей, он был необычайно счастлив, когда мог оставаться один на несколько дней. В этом случае он планировал провести полторы недели один, чтобы поработать на участке.
Он растопил камин на ночь и лег спать. Поднялся ветер, дождь полил на кедровую крышу, и случайные молнии позволяли Талберту видеть короткие проблески лицевой стороны скал к востоку от его дома. Но Талберта быстро начало клонить ко сну. Сколько он спал, он не помнил, но какой-то звук разбудил его. Еще шел дождь, молнии стали еще ближе, и гром теперь постоянно грохотал и усиливался. Но это был не тот звук, который заставил его проснуться. Где-то вдали лаяла собака. Талберт сел и прислушался. Тем временем лай повторился уже где-то неподалеку. Талберт начал постепенно слезать с кровати, услышав лай лишь в нескольких футах от двери. Это был одновременно и вой, и лай, и Талберт решил, что собака в какой-то беде и что она просит о помощи или, возможно, просто хочет спрятаться от грозы.
Он открыл дверь, но не смог увидеть ничего кроме нескольких отпечатков лап сквозь ливень. Талберт позвал, но никакого ответа не последовало. Он уже было собрался закрыть дверь, когда вспышка молнии дала ему возможность увидеть промелькнувший силуэт собаки не дальше, чем в 30 футах от его дома. Талберт позвал животное, но вместо того, чтоб подойти поближе, собака медленно начала отходить назад, лишь издавая скорбный призывный вой. Талберт решил, что собака хочет, чтобы он пошел за ней. Он предположил, что, может, у нее есть щенки, которые остались под дождем. Талберт быстро натянул на себя ботинки и куртку с капюшоном и вышел из дома. Собака ждала его. Он был уже в нескольких шагах от нее, после чего она развернулась, вероятно, ожидая, что он пойдет за ней. Талберт был уже достаточно близок к собаке, чтобы, осветив ее своим карманным фонарем, увидеть, что она была рыжим сеттером, только с белой шеей и грудью.
Талберт прошел за собакой лишь несколько ярдов, когда вдруг все вокруг него стало красным, и очень сильный взрыв поблизости оглушил его.
Молния проникла в его дом, и спальня загорелась. Талберт ухитрился таки вытащить некоторые свои вещи наружу, но в дожде и в темноте, сменяющейся только светом огня и фарами его грузовика, это было сложным делом. Большая часть его дома была разрушена, и он уже вряд ли смог бы что-либо еще сделать, кроме как наблюдать пламя из своего грузовика.
Только когда Талберт уже был готов покинуть это место и уехать к ближайшему соседскому дому, он вспомнил о собаке. К этому времени дождь закончился, небо стало постепенно проясняться, и луна дала некоторое освещение.
Талберт начал искать сеттера, но собаки поблизости не оказалось. В то время, как он искал животное, рассвело. По словам Талберта, молния разрушила спальню его дома, и огонь был такой силы, что матрас и спальные принадлежности должны были бы немедленно сгореть. Если бы собака не выманила Талберта наружу, он, скорее всего, умер бы в своей постели.
Когда он рассказывал эту историю своему соседу, тот пришел в замешательство. «Собаку, которую ты мне описал, зовут Сэнди», - сказал этот человек, медленно качая головой. «Она была сеттером, но только с белой грудью и шеей…» «Это точно была она, я уверен. Господи, где она? Я думаю, что должен поблагодарить ее за спасение моей жизни!» - воскликнул Талберт. Сосед ничего не отвечал несколько минут, он уставился на Талберта и затем плюхнулся на стул. Его голос был очень тихо слышен, т.к. он перешел на шепот. «Этого не может быть, Фрэнк. Она умерла более двух месяцев тому назад».
Была ли Сэнди все еще «физически» жива, когда она увлекла Фрэнка Талберта прочь от опасности? Нет, не было никакого сомнения в ее смерти: ее закопали около дома ее владельца. Может, это был другой сеттер? Возможно, конечно. Но отсутствие собаки с такими же признаками и живущей в той же местности делает эту возможность неправдоподобной. Может, эта собака была того же помета, что и Сэнди? Но она родилась в Техасе, и только потом ее перевезли в Колорадо (когда ей было 8 лет). Может, это был один из щенков Сэнди, и у него были такие же отметины? Но у Сэнди никогда не было щенков, потому что одна перенесенная ей операция препятствовала этому. И Талберт и мы никогда не узнаем, что же произошло на самом деле. Но Талберт всегда будет помнить своего гостя, кем бы или чем бы тот не был. Его сосед дал ему фото Сэнди, которое он поместил рамку и поставил на стол у себя дома.
Горы Колорадо были окружающей обстановкой для подобного случая несколько лет назад. Человек, с которым произошло это странное происшествие, убежден, что его жизнь спасла собака, которую он спас сам, когда животному был 1 год. Только собака может вернуться из могилы, чтобы отплатить свой долг. Робин Деланд не знает как, но у него нет практически никакого сомнения, что тот подвиг совершил его колли Джефф.
В ту необычную ночь Деланд ехал по немощеной узкой и извилистой дороге вблизи Ганнисона. Он начал резкий спуск, когда неожиданно какая-то собака появилась на небольшом расстоянии перед фарами его машины. Животное стояло неподвижно, и Деланду пришлось резко затормозить. Он сидел, застыв от испуга, на сиденье своей машины, поскольку собака, которая находилась на расстоянии лишь нескольких футов и была четко освещена фарами, являлась Джеффом. Почему он был так в этом уверен? Может быть, только те, для кого домашние животные являлись друзьями на протяжении дюжины лет, могли бы это понять. Деланд нашел юного колли, когда тот умирал на обочине шоссе, после того как его сбила повозка. Он привез пса в ветлечебницу и после напряженной хирургической операции выходил его. Они были очень близки. Деланд знал каждый волос на его теле. И Джефф был крайне широк для представителя своей породы. Он имел массивную голову, но какую-то короткую для колли шею. Деланд точно убежден, что встретился именно с Джеффом на том скалистом горном обрыве, несмотря на то, что пес умер за 6 месяцев до того случая.
Деланд был в таком ужасе и удивлении от присутствия Джеффа, что даже не помнил, как вышел из машины. Он вспоминает, как направился к псу, протянул к нему руку и назвал его по имени. Уже будучи в пределах досягаемости, животное неожиданно резко рвануло и потом пошло медленно по дороге по направлению к вершине склона. Деланд последовал за ним, пытаясь приблизиться на достаточное расстояние к нему, чтобы дотронуться. Деланд достиг вершины склона и увидел, что на некотором расстоянии, освещенная светом Луны, была огромная ледяная гора, которая преграждала дорогу (следствие обвала). Если бы его машина доехала до этого места, он определенно бы погиб. Не было никакой возможности избежать падения с утеса с высоты нескольких сотен футов.
Деланд сказал, что не помнит, как долго он стоял на краю пропасти, вглядываясь то в ледяную гору, то в темные глубины внизу. Он, вероятно, был в каком-то трансе, не имея возможности несколько минут справиться с шоком от происшедшего. Дрожа всем телом, он вспоминает, что сразу же начал искать Джеффа, но пес исчез так же таинственно, как внезапно вернулся в жизнь Деланда.
Привидение? Галлюцинация? Если это видение вещей, которые не имеют никакого обоснования в реальности, то разве не странно, что несуществующие Сэнди и Джефф спасли две жизни? Если галлюцинации Талберта и Деланда были временными, могут ли такие вещи происходить без выгоды для их свидетелей?
Было несколько свидетелей событий, когда семья Рэймонда Петерса была вытащена из неминуемой смертельной ловушки одной недавней декабрьской ночью.
Рэймонд и его жена Сьюзен возвратились к себе уже под утро и были очень измученными. Они провели всю ночь с одним из своих детей, у которого было расстройство желудка. А две предыдущие ночи они работали несколько часов над своими подоходными налогами. Кровать была желанным убежищем для них, и они вспоминали, что уже почти заснули, но и в эту ночь им волею судьбы не удалось как следует выспаться.
Приблизительно через 4 часа после своего уединения Рэймонд и Сьюзен были разбужены собачьим лаем. Рэймонд вспомнил, что все еще в полусонном состоянии он крикнул своему скотч-терьеру Мэку, чтоб тот затих. И Сьюзен спросила: «Что с ним случилось?» Но Мэка нельзя было проигнорировать. Рэймонд объяснил, что они не могли снова заснуть, т.к. в следующее мгновение Мэк стал неистово лаять почти около его уха. Рэймонд сел и сказал: «Черт бы тебя побрал, Мэк…», думая, что тот хочет выйти в туалет. Но вдруг он почувствовал запах дыма. Быстро проснувшись, он вскочил с кровати. Дверь в их спальню была закрыта, и к тому моменту, когда они открыли ее, удушливый дым наполнил уже всю гостиную. Они почувствовали жар от огня, исходивший с потолка, и отдаленный конец их дома был весь в огне, но пламя еще не дошло до спальни детей.
Они схватили полусонных подростков и выбежали из дома. Выход был не очень далеко. Несколькими минутами позднее старое жилище было полностью охвачено пламенем. Пожарная команда уже была вызвана соседом, который проснулся, однако, не от запаха дыма и видения огня, а от лая собаки. И он сказал, что это было так близко, что он сперва подумал, что собака находится внутри его собственного дома. Затем он выглянул из окна, ища собаку, и увидел языки пламени. Ко времени приезда пожарных дом уже почти невозможно было спасти, и они сосредоточились на удержании огня от дальнейшего распространения. Рэймонд и Сьюзен Петерс потеряли все свое имущество, но их семья осталась цела.
И только когда их сосед сказал им: «Господи, вы никогда бы не спаслись, если б не ваша собака. Я и не знал, что вы завели другую собаку после смерти Мэка. Где же эта собака, Рэй? Она выбралась из дома?»
Петерсы смотрели друг на друга, не говоря ни слова, несколько минут. Рэймонд не уверен, что он сказал в тот момент, но он вспоминает, что чувствовал, будто его сердце остановилось, и у него закружилась голова. Он услышал, как Сьюзен сказала: «Рэймонд… о, Рэймонд», как будто испугавшись, и после свои собственные слова: «Это был Мэк…Я знаю лай Мэка…У нас никогда не было другой собаки». И теперь уже не нужно задаваться вопросом, выбежал ли Мэк из сгоревшего дома или нет: свой «выход» он уже совершил… тремя месяцами прежде.
Я могу понять замешательство, страх, длительное удивление, связанные с возвращением любимого животного, которого, казалось бы, потеряли после его смерти навсегда. Это переживание одновременно испуга и радости оставляет как свои следы миллионы запутанных эмоциональных откликов. Жизнь никогда не стоит на месте. Добавляются новые объяснения происходящих в ней событий. Подразумеваемое не всегда понятно, но все же старые системы верований нуждаются в пересмотре…
* * *