• Печать
Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

 Краеугольный камень зоозащиты

 

  1. Зоозащитник может быть богатым или бедным, смелым и не очень, успешным или неудачником, образованным и даже неграмотным, жить во дворце или в убогой хижине, склонным к компромиссу или упрямым донельзя, общительным или нелюдимым... . Он может иметь безупречную биографию или даже иметь тюремный стаж (всякое бывает). Но он не может согласиться с убийством животных, как способом решения с ними связанных проблем. С живодерством ты или борешься или сотрудничаешь! «Никакой жестокости кроме неизбежной! Сегодня — неизбежная. Завтра — напрасная!». Этот лозунг, сформулированный мною более сорока лет, на встрече со студентами биофака МГУ, представляется системообразующим принципом зоозащитного движения. Убивать животных для того, чтобы решить проблемы (даже самые серьезные) с ними связанные - недостойно человека. Это — тот самый случай, когда лекарство хуже болезни.
  2. Никакие рациональные теории и аргументы не могут отменить очевидное: защищать животных путем их уничтожения — зловещий парадокс. Род морального извращения.
  3. Немного истории. Более сорока лет назад члены единственной тогда в СССР общественной организация по защите животных — секции охраны животных при Московском городском Совете ВООП (Всероссийское общество охраны природы) уже боролись с теорией и практикой «гуманной эвтаназии» и живодерен «неограниченного приема». В Москве живодерня «неограниченного приема» располагалась на улице Юннатов. Там же находился и автомобиль-душегубка, осуществляющий «гуманную эвтаназию». Трупы задушенных выхлопными газами животных увозили на завод по переработке биотходов. Апологеты «гуманного регулирования» предлагали повысить эффективность и гуманность процесса — отремонтировать душегубку, усилить герметичность кузова, чтобы выхлопные газы не разбавлялись воздухом и таким образом ускорился процесс удушения животных. В качестве стратегии для решения «собачьей проблемы» «продвинутые гуманисты» рекомендовали: «вместо уличной дворняжки -  породистая собака на поводке». Прошли десятилетия, но по сути в идеологии апологетов приютов «неограниченного приюта» и «гуманной эвтаназии» ничего не изменилось. Как тогда, так и сейчас их идеология и практика к защите животных никакого отношения не имеют!
  4.  Все способы и методы решения проблем, связанных с безнадзорными собаками и кошками принимаем, за исключением убийства. То есть убийство безнадзорных животных, как способ решения проблем с ними связанных – не приемлем. Поэтому приюты неограниченного приема, в которых животные после некоторой передержки уничтожаются, освобождая места для следующей партии, представляют собой ничто иное, как пункты уничтожения и не могут иметь ничего общего с гуманизмом и защитой животных. Называется при этом насильственное лишение жизни животного убийством или лукаво и кощунственно гуманным усыплением никакого значения не имеет. Гуманизм – человечное отношение к животным. В основе которого, одна из основополагающих высших человеческих потребностей признать самоценность животных, их право на жизнь независимо от их пользы для человека. Нравственный подход может быть только таким. Нравственность – это не о сущем, а о должном. Идти от сущего к должному можно только руководствуясь единственным правильным нравственным принципом – никакой жестокости кроме неизбежной. Сегодня – неизбежная, завтра – напрасная.
  5. Приюты неограниченного приема – это пункты временного содержания и уничтожения (в просторечие – живодерни). Таким образом «Вперед к приютам неограниченного приема», означает «назад к живодерням». Так называемые «приюты неограниченного приема» - принципиально отличается от приютов, в которых животные живут до того момента, когда их заберут новые владельцы, либо до естественной смерти.
  6. Кошки в городе занимали городскую вертикаль: чердаки, подвалы. Их закрытие «выбросило» кошек на городскую горизонталь, где они стали уязвимы для негативного воздействия людей, автомашин, собак.
  7. Собаки в мегаполисе, то есть не в природной среде, а в антропогенной, техногенной, сформированной человеком, куда более естественны, чем лисы или зайцы.
  8. Данная, от Бога или природы жалость (сострадание) к дальнему, чужому, как бы бесполезному) закрепляется обычаями, традицией и становится нравственностью, важнейшим биосоциальным качеством человека, необходимым для выживания человечества. И поэтому это качество нуждается во всемерной поддержке как государств, так и всемирных организаций. Способность к состраданию, во многом врожденное качество, и у каждого оно проявляется в разной степени. Сострадание, как и другие врожденные качества, проявляется в социально откорректированных формах. Оно может быть более или менее универсальным. Жалко всех. Жалко всех живых. Жалко всех животных. Жалко только домашних животных. Жалко только всех собак/кошек. Жалко только своих собак/кошек/попугаев. Жалко только родных и близких. Жалко только себя.
  9. Мы никогда не согласимся ни с теми теоретиками от живодерства, кто намерен законодательно придать бесхозяйным собакам и кошкам статус «биологического мусора», ни с теми живодерами-практиками, которые возомнив себя "мусорщиками-палачами" стали безжалостными убийцами животных.
  10.  Гуманного отношения к животным требует лучшее, что есть в отдельном человеке и человечестве. Лучшее — потому что оно (лучшее) руководствуется состраданием, которое — основа нравственности. А нравственность — важнейшая цивилизационная ценность, необходимая для выживания человечества.
  11.  Жестокость к животным — метафизическое предательство. На протяжении всей человеческой истории разнообразные животные окружали человека. А с одомашненными нас связывает тысячелетняя культурная традиция. Они верой и правдой служили человеку «и в мирной жизни, и в бою». Мы предаем тех, кто вывел нас в люди («собака вывела человека в люди» - слова ученого, натуралиста Бородина, которые любил повторять акад. И.П. Павлов).
  12.  Убийство животных, в целях решения проблем, с ними связанных, — недостойно человека, как носителя высших цивилизационных ценностей. Если у человека нет других способов кроме убийства, то грош ему цена.
  13. Древние говорили, что безнравственному обществу не помогут никакие законы. Тем более безнравственные. А такая опасность сегодня есть. Главной законотворческой мотивацией на протяжении десятилетий являлось побуждение юридически закрепить в нормах права гуманное отношение к животным. А оно предполагает как защиту человека от животных, так и защиту животных от человеческой жестокости. Похоже концепцию ФЗ (распространение принципа «не убий» на всех животных за исключением тех, убийство которых сегодня, к сожалению, является неизбежным) хотят поменять. Этого допустить нельзя! И мы уверены, что в этой борьбе за создание подлинной гуманной системы обращения с животными Президент России — на нашей стороне! Эта уверенность основывается и на его словах из Послания Федеральному Собранию: «Важно, чтобы гражданское общество активно участвовало и в решении таких задач, как совершенствование природоохранного законодательства, сохранение редких видов животных и растений, создание гуманной системы обращения с бездомными животными.».
  14. Вместо борьбы с преступниками-догхантерами (убийцами собак) теоретики от живодерства предлагают легализовать убийство животных в так называемых приютах неограниченного приема.
  15. К животным — по человечески. Относиться ко всем живым существам по человечески завещал Франциск Ассизский — великий католический святой, дата смерти которого отмечается как Международный день защиты животных.
  16.  Философия. 1-й подход (биоцентризм). Животные - «вещь в себе». 2-й подход (антропоцентризм). Животные - «вещь для меня». 3-й подход (правильный, нравственный). Животные - «вещь в себе для меня». Человеку, как носителю высших цивилизационных ценностей, необходимо признать за животными право на самостоятельное (независимое) бытие. И у него (человека) есть такая потребность, если он — ЧЕЛОВЕК!
  17. Самое страшное и мерзкое на земле — человекоподобные субъекты, садисты, наслаждающиеся убийством и истязанием беззащитных и невинных живых существ.
  18.  Никакие нарушения правил содержания не могут служить оправданием живодерства-догхантерства, реализующего себя в садистской (получают положительные эмоции от убийства и истязания животных) или просто безжалостной (убивают и истязают, без эмоций), форме.
  19.  Об активном фатализме. Из переписки с зоозащитниками. «… Я не знаю вашей жизни, но даже по коротким эл. заметкам очевидно, что вы человек одаренный, творческий, наделенный повышенной чувствительностью и Вы должны, обязательно должны, преодолеть Ваше сегодняшнее уныние, и не свалиться в долгосрочную губительную для личности депрессию. Просто понять, как жить и бороться в ситуации когда зло побеждает. Научитесь осмыслению как обезболиванию, освободитесь от бесконечной рефлексии, перестаньте бесконечно бичевать себя. У нас никогда не будет чистой совести. Чистая совесть (как писал А. Швейцер) - изобретение Дьявола. Удел большинства защитников животных — больная совесть. Девять животинок спас, порой с огромным напряжением и даже риском для собственной жизни и здоровья, а десятую — не получилось. И все. Девять не в счет. Чувство вины, стыд за свое бессилие, агрессия, направленная на самого себя, желание куда-нибудь провалиться. Таков земной удел защитников животных. Но, это не повод для отчаяния! Это не повод махнуть на себя, на всех и на все рукой и нехотя доживать. Это надо преодолеть. Мы как инвалиды-спортсмены: «Не существенно, что мы потеряли. Существенно то, что у нас осталось!». Да, на земле зло, несправедливость, к сожалению, очень часто торжествуют. Но пока есть такие люди как Вы, зло никогда не будет единственной и бесспорной нормой! С уважением, …».
  20.  Не можешь бороться — смирись! Не можешь смириться — борись!

И. М. Блувштейн

 

* * *