поделитесь в социальных сетях:

Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

РОССИИ О ЖИВОТНЫХ.

 

Скворцов Георгий Григорьевич,

биолог-охотовед, юрист, руководитель программы

«Животные в населенных пунктах» при Госстрое

России, член ОО  «ЗООЮРИС»

 

Любовь к животным – это ведь эстетическое чувство. Утрата этой любви равносильна утрате счастья и вредно отражается на умственных способностях и нравственных началах человека.

К.Г. Паустовский

Законодательство о животных мы относим к экологическому праву. Это законодательство многие считали и считают до сих пор несущественным, второстепенным, не заслуживающим серьезного внимания. Это их право. Но так ли это?

ООН приняла в 1982г. ВСЕМИРНУЮ ХАРТИЮ ПРИРОДЫ, в которой сказано:

«Генеральная Ассамблея, … будучи убеждена, что:

а) любая форма жизни является уникальной и заслуживает уважения, какой бы ни была ее полезность для человека, …»

В 1988г. Европейская экономическая комиссия приняла ДЕКЛАРАЦИЮ О СОХРАНЕНИИ ФЛОРЫ, ФАУНЫ И СРЕДЫ ИХ ОБИТАНИЯ, в которой записано:

… считая, что общее стремление стран – членов ЕЭК к достижению целей, выдвинутых в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ)  и Итоговом документе Мадридской встречи представителей государств – участников СБСЕ, должно вести к развитию лучших и более тесных отношений между ними во всех областях, в том числе в области сохранения природы и рационального использования природных ресурсов, …».

В 1968-1987гг. приняты 6 Европейских конвенций, вступивших в силу и так или иначе затрагивающих проблемы животных.

Хотелось бы коснуться и ЕВРОПЕЙСКОЙ КОНВЕНЦИИ ПО ЗАЩИТЕ ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ, принятой в 1987г. и в которой указано:

«Статья 8 Торговля, коммерческий развод животных и приют, убежища для животных

1. Со времени введения правил Конвенции, любое лицо, ответственное за торговлю животных, коммерческий развод животных или приюты, а также за убежища для животных, должен заявить об этом властям в течение определенного периода.

Человек, который собирается участвовать в этих делах, должен сообщить об этом властям.

2. Заявление об участии в этой деятельности указывает:

б. ответственного и его знания; …»

В настоящее время под эгидой Организации Объединённых Наций разрабатывается ХАРТИЯ (ДЕКЛАРАЦИЯ) ЗЕМЛИ, где предлагается в том числе:

Уважать Землю и всё живое во всём его многообразии.

Относиться ко всем живым существам с уважением и вниманием.»

Готовятся к рассмотрению и другие конвенции о животных.

По-моему, Российская Федерация во внутреннем законодательстве по животным, хотя и бурно меняющемся, отстает на 15-20 лет от общемирового.

С 30.11.1994г., т.е. с принятием Гражданского кодекса РФ,  в экологическом, и, возможно, в целом в гражданском праве произошли серьезные, если не сказать, кардинальные изменения. Это, к сожалению, не заметили многие юристы, в том числе специализирующиеся по экологическому праву.

До этого момента, законодательство о сельскохозяйственных животных рассматривалось в общем контексте сельскохозяйственного права практически не пересекаясь и самостоятельно от  законодательства об охране животного мира. Законодательные и нормативные документы по домашним (несельскохозяйственным) животным почти отсутствовали.

Введённый в действие с 1 января 1995 года Гражданский Кодекс Российской Федерации (Часть Первая) юридически уравнял и объединил всех животных, и, что важнее, выделил их из имущества, но, к сожалению, не достаточно четко заявил об этом.

Для подтверждения своих выводов привожу следующие доводы, аргументы и факты:

1. К животным применяются общие правила об имуществе постольку, поскольку, а именно:

«Статья 128. Виды объектов гражданских прав. К объектам гражданских прав относятся вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права; работы и услуги; информация; результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность); нематериальные блага.» В этой статье отсутствует ссылка на животных.

Ст. 137 «Животные» ч.1 гласит: «К животным применяются общие правила об имуществе постольку, поскольку законом или иными правовыми актами не установлено иное.»

Сравним со ст. 6 п.1 и ст. 130 п.1 ч.2.

«Статья 6. Применение гражданского законодательства по аналогии.

1. В случаях, когда предусмотренные пунктами 1 и 2 статьи 2 настоящего Кодекса отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай делового оборота, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).»

Статья 130.Недвижимые и движимые вещи.

1. К недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания, сооружения.

К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.»

Хотя всем ясно и очевидно, что суда и космические объекты ещё как двигаются.

П. Только в отношении людей и животных в 32 общероссийских документах используется требование «принципов гуманности», (этот термин не вполне юридический).

Ст. 137 «Животные» ч.2 «При осуществлении прав не допускается жестокое обращение с животными, противоречащее принципам гуманности

В принятом 27.12.2002г. № 184-ФЗ Федеральном Законе «О техническом регулировании» в ст.ст. 2, 6, 10, 11 и 46 говорится более юридически точно о «не допущении вреда и охране жизни или здоровья животных и растений», причем опять раздельно с имуществом, т.е. из имущества выделены в этом документе вместе с животными и растения.

«Статья 6. Цели принятия технических регламентов

Технические регламенты принимаются в целях:

защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;

охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; …»

Ш. Различные сроки приобретательной давности для имущества и животных.

«Статья 231. Приобретение права собственности на безнадзорных животных

1. Если в течение шести месяцев с момента заявления о задержании безнадзорных домашних животных их собственник не будет обнаружен или сам не заявит о своем праве на них, лицо, у которого животные находились на содержании и в пользовании, приобретает право собственности на них.

Статья 234. Приобретательная давность

1. Лицо – гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).

4. Течение срока приобретательной давности в отношении вещей, находящихся у лица, … в соответствии со статьями 301 и 305 настоящего Кодекса, начинается не ранее истечения срока исковой давности по соответствующим требованиям.»

Как видим, вновь в ст. 234 написано об имуществе без изъятия. Следовательно, законодатель опять разделяет понятия «имущество» и «животные». Правда, аналогичная статья (Статья 147. Безнадзорный скот) ГК РСФСР имела различные сроки приобретательной давности для крупного и мелкого скота, что более целесообразно и предпочтительно.

1V. На местах, по всей России широкое распространение получили хозяйственные объекты (не зависимо от форм собственности), в том числе названию и по применению, скорее используемые для людей, чем для имущества: зоомагазины, гостиницы, приюты, и т.д. для животных, а так же благотворительность и опекунство в отношении животных.

V. В книге Гражданское право: В 2 т. Том I Учебник / Отв. ред. проф. Е. А. Суханов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд-во БЕК, 1998. -816с., в главе 9 «Объекты гражданских правоотношений» приводится, хотя и несколько осторожно: «7. Одушевленные и неодушевленные вещи.

Объектом имущественного оборота во многий случаях становятся животные, чаще всего домашние (хотя возможны и сделки по поводу диких животных, например их приобретение для зоопарка или цирка). На такие отношения распространяются общие правила об имуществе (вещах), из которых законом или иными правовыми актами могут быть сделаны исключения (ст. 137 ГК). Последние, в частности, касаются запрета жестокого, негуманного обращения с животными со стороны их владельцев (ч. 2 ст. 137, п. 2 ст. 231, ст. 241 ГК). Все это позволяет говорить о выделении в гражданском праве особой категории одушевленных вещей».

Мне, по образованию ещё и биологу, ближе был бы термин зоо- или биологические объекты собственности, тем более что Федеральный Закон «О техническом регулировании» № 184-ФЗ рядом с животными ставит и растения.

Вышесказанное позволяет говорить о необходимости пересмотра деления Экологического права, выделении в нем Биологического или Зоологического права, а в Гражданском Праве выделении в самостоятельные, отдельно от имущества, Зоологические или Биологические объекты собственности.

 

В целом законодательство России о животных, или Зоологическое право достаточно обширно. На 01 сентября 2003 года действует более 1100 законодательных и нормативно-правовых актов принятые Российской Федерацией, а также РСФСР, СССР, в том числе 110 Федеральных Законов, в которых хотя бы раз упоминаются слова «животное», «животный мир» или «животноводство». И это без нормативно-правовых актов ветеринарных органов России и правоприменительных документов судебных органов. Но существует немало нормативных актов, которые имеют опосредованное, не прямое отношение к животным. Например, Федеральный Закон «Об образовании» или ст. 37. Необходимая оборона, ст. 39. Крайняя необходимость, ст. 158. Кража, ст. 161. Грабеж, ст. 249. Нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений, ст. 285. Злоупотребление должностными полномочиями Уголовного Кодекса Российской Федерации.

 

Из 110 действующих Законов 14 - Кодексы; 15 касаются принятия или исполнения бюджетов за 1992-2003 годы; 25 – о внесении дополнений и изменений в другие законы; 3 – действуют со времен СССР и 1 - РСФСР.

Особо стоит коснуться Кодексов Российской Федерации. Из 26 действующих Кодексов РФ 14 – хотя бы раз упоминают о животных: например, в Кодексе РФ об административных правонарушениях  - 21 статья; в Водном Кодексе РФ – 11 статей; в Налоговом Кодексе РФ (часть 2) – 9 статей; в Уголовном Кодексе РФ – 3 статей.

Считаю нецелесообразным, ликвидацию в новом КоАП РФ статьи о жестоком обращении с животными, существовавшем в КоАП РСФСР (ст. 102.1), т.к. такое обращение отмечается не только к домашним животным, хотя и значительно чаще, но и диким, в том числе и занесенным в Красную Книгу Российской Федерации.

 

Особенно рассмотрим ФЗ «О защите животных от жестокого обращения», на который и.о. Президента Российской Федерации 3.01.2000г. было наложено вето.

Несомненно, данный закон необходим, в нем немало ценных и важных мыслей, хотя не доведенных до логического завершения. Но предложенный на утверждение Путину В.В. закон - сырой, многие положения которого чисто декларативны. Расширенное толкование некоторых положений может поставить под вопрос существование таких отраслей как сельское, охотничье и лесное хозяйства, рыболовство, возможность традиционной деятельности многих малых, особенно северных народностей, живущих в основном охотой и рыболовством, а также садоводство и огородничество, достаточно распространенные среди россиян.

 Вот один из примеров:

«Статья 7. Исключающие жестокость общие требования к обращению с животными и их содержанию

1. При обращении с животными не допускаются:

нанесение побоев, увечий животным, истязание их, иные действия, вызывающие у животных страх, боль, иные страдания;

использование инвентаря и иных приспособлений, травмирующих животных;

разрушение жилищ животных, влекущее за собой их гибель;

натравливание одних домашних животных на других;

другие противоречащие принципам нравственности и гуманного обращения с животными действия».

Любая попытка контакта человека с неприрученным диким или одичавшим животным вызывает у последнего в первую очередь страх.

Любая охота, рыбалка, отлов животных с целью научных исследований, переселения, стерилизации вызывают у животных те же реакции.

Нет инвентаря и иных приспособлений, которыми нельзя было бы нанести травму животному. Это можно сделать и без инвентаря.

Борьба с вредителями сельского и лесного хозяйства, с разносчиками болезней, опасных, общих для человека и животных, в том числе предусматривают ликвидацию этих жилищ.

Эти моменты Закон не учитывает.

У каждой нации, народа, да и у каждого человека свое понимание нравственности и гуманности, нередко другими воспринимаемое как экзальтированное. Какими принципами должен руководствоваться хотя бы суд?

А таких примеров в Законе, к сожалению немало.

К сожалению, в Федеральном законодательстве отмечается нестыковка терминов и положений, и даже противоречие друг другу.

Так в Гражданском Кодексе Российской Федерации (Часть Первая) используется термин «безнадзорные животные» - ст.ст. 225, 230-232, а Налоговый Кодекс Российской Федерации (Часть Первая) в статье 39 записано: «3. Не признается реализацией товаров, работ или услуг:

8) изъятие имущества путем конфискации, … обращение в собственность …бесхозяйных животных, …».

В большинстве Федеральных Законов правильно используется термин «животные», а вот Налоговый Кодекс Российской Федерации (Часть Вторая) в статье 217. Доходы, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) гласит, что:

«Не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) следующие виды доходов физических лиц:

13) доходы налогоплательщиков, получаемые от продажи … диких животных и птиц … (в ред. Федерального закона от 29.12.2000 N 166-ФЗ)», т.е. необоснованно птиц выделяет из термина «животные».

Аналогичная ситуация с Трудовым Кодексом Российской Федерации в статье 227. Несчастные случаи на производстве, подлежащие расследованию и учету:

«Расследуются и подлежат учету как несчастные случаи на производстве: травма, в том числе … укусы насекомых и пресмыкающихся, телесные повреждения, нанесенные животными; …», т.е. насекомые и пресмыкающиеся выделяются из понятия «животные», а укусы, похоже, не считаются телесными повреждениями.

Принятый 27.12.2002г. № 184-ФЗ Федеральный Закон «О техническом регулировании» еще раз приводит к мысли о необходимости и целесообразности скорейшего пересмотра большинства статей ГК РФ и других законодательных и нормативно-правовых актов, затрагивающих животных.

На настоящий момент в общероссийском законодательстве недостаточно четко прописаны более 20 положений, касающихся животных. Это требует изменения не менее 40 статей нескольких законов. Отсутствие этих положений существенно тормозит развитие муниципального нормотворчества. Так, опекунство и регистрация животных являются гражданско-правовыми отношениями и, следовательно, должны регулироваться общероссийским законодательством. Гражданский Кодекс Российской Федерации не предусматривает обязательную регистрацию животных, а опекунство животных даже не рассматривает.

Общероссийское законодательство жестко ограничивает оборот сильнодействующих и ядовитых веществ, но никак не ограничивает оборот живых ядовитых животных.

И к последнему пласту документов по данной теме можно отнести нормативные акты субъектов РФ и местного самоуправления. Большинство их них не соответствуют действующему федеральному законодательству, возлагают на администрации непомерные обязанности.

Пример 1: В подавляющем большинстве таких документов по старинке указывают «владелец собаки, кошки или животного». Юристы, читавшие Гражданский Кодекс РФ (часть 1) знают, что в нем в отношении животных употребляются только понятия «собственник животного», «лицо, задержавшее безнадзорных животных» и «лицо, которому животные переданы на содержание и в пользование» в различных вариациях.

Пример 2: Многие органы власти субъектов РФ и органы местного самоуправления решили объявить право собственности за собой на всех животных, не отнесенных к Федеральной или частной собственности и находящихся на подконтрольной территории, очевидно, забыв о ст. 208 ГК РФ, в которой сказано, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества. Следовательно, граждане будут иметь право взыскивать с этих органов, как с собственников этих животных, ущерб, причиненный гражданам этими животными.

Пример 3. Часто администрации на местах требуют от предприятий сферы ЖКХ или иных организаций  (кое-где напрямую поручая милиции) проводить отлов и даже отстрел безнадзорных животных, не обеспечивая эти предприятия ни финансированием, ни материалами, для организации положенной передержки животных. Ловцы подбираются по принципу «кто первый», хотя все чаще используются средства для отлова с применением фармпрепаратов. Инструктаж проводится формально: нет специалистов с соответствующими знаниями. А ответственность за это возлагается на руководителя предприятия.